?

Log in

No account? Create an account
1991 - Олег Етеревский [entries|archive|friends|userinfo]
Oleg Eterevsky

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

1991 [17 July 2007|15:29]
Oleg Eterevsky
[Tags|, ]

Спасибо aliot17 за ссылку: http://asena.livejournal.com/219536.html. Это записки одной женщины, делавшиеся с конца 1990-го до начала 1992-го. На моей памяти это было самое тяжёлое время.

Очереди за продуктами, занимавшиеся в 6 утра. Моя бабушка, пережившая блокаду, сушила сухари. Кстати, не зря -- хлеб был не всегда. Осенью 1991-го мама не покупала даже сметану.

С лета 1990-го мама относилась к даче не только как к месту отдыха летом, но и как к источнику пропитания. Выращенной картошки хватало на несколько месяцев.

С 1991-го года я в школе ходил в исторический клуб. Каждое его заседание завершалось чаепитием. Все скидывались и покупали к чаю один-два батона. Каждому в чай полагалась одна ложка сахара.

В 1990-м, кажется, году покупали буфет на кухню (дряной, я вам скажу). В очереди стояли около 2-х суток, дежурили поочерёдно. Дело было зимой.

При всём при том, я не могу сказать, что народ пребывал в унынии. Скорее наоборот, почти все верили, что это перемены -- к лучшему. 7-го ноября 1991-го я был на митинге на Дворцовой площади в честь переименования Ленинграда в Санкт-Петербург. Радостно махал трёхцветным флажком в объектив телекамеры. Говорят, меня даже показали по телевизору. :)
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: edwardahirsch
2007-07-17 12:11 pm (UTC)
Это было прекрасное время. Поскольку мне было 17, а не 33.
(Reply) (Thread)
From: gr83dom
2007-07-17 12:35 pm (UTC)
«…а бедный Диссидент жалобно мяукает и просит есть»

Плачу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: asmud
2007-07-17 12:38 pm (UTC)
Да, время было нескучное. Запощу у себя.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxim_34_region
2007-07-17 12:40 pm (UTC)
Судя по моей френдленте, что-то сегодня народ "пропёрло" про голодный 1991-й год. К чему бы это?

P.S. Поскольку я ещё застал "золотую середину" 1970-х, могу сказать, что безобразие с т.н. "дефицитом" постоянно нарастало.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2007-07-17 12:44 pm (UTC)
В соответсвии с моими воспоминаниями -- да. Судя по свидетельствам очевидцев, дефицит постепенно нарастал начиная где-то с 60-х.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: marinka239
2007-07-17 12:46 pm (UTC)
Я тоже ела сплошную булку с вареньем к чаю, а родители покупали сахар-сырец, но такого, чтобы были сомнения, удастся ли выжить, не было. И водка у нас не скапливалась почему-то, и мыло со спичками тоже. Хотя может быть меня просто родители очень сильно ограждали. В августе 91, кстати, мы были в Сухуми и инфу о путче родители слушали по радио с пляжа. Говорят, сильно переживали, а я вообще ничего не помню.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2007-07-17 01:05 pm (UTC)
Мы инфу о путче узнали сразу по возвращении с Чёрного моря. :)

Впрочем, надо сказать, у нас семья всегда была достаточно небогатой (ну, пока я не стал сам зарабатывать).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: marinka239
2007-07-17 02:12 pm (UTC)
у меня тоже небогатая, оба родителя в физтехе работали науч сотрудниками.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2007-07-17 02:17 pm (UTC)
От знакомства с твоими родителями у меня сложилось впечатление, что они всё-таки более адаптированы к рыночной экономике, чем моя мама... Хотя кто его знает?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2007-07-17 03:27 pm (UTC)
Это был я. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: marinka239
2007-07-18 05:55 am (UTC)
фиг знает.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: seliv
2007-07-17 02:20 pm (UTC)
На водку по талонам отец построил существенную часть дачи (на которую, кстати, наложился отпечаток того времени - получилось непригодное для отдыха нечто, на которое можно приезжать и растить огурцы-помидоры-картошку).
А на советские курорты родители со мной вообще ни разу не ездили :-(
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: marinka239
2007-07-18 05:54 am (UTC)
хе-хе, с дачей смешно :) та же фигня абсолютно, правда построили ее еще в 50-60-е годы. у меня с ней связан стойкий рефлекс поковырятся в грядках - слава богу, сейчас я туда почти не езжу.
а на советский курорт ты сейчас сам можешь их свозить, кстати. :) в абхазию, правда, уже не очень кайфово, наверное.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shurix
2007-07-17 09:33 pm (UTC)
булка с вареньем -- масло намазывали прямо на колбасу :-)

помню, что были большие очереди,
а голода (отсутствия продуктов) не помню,
наверное, у меня память плохая,
но вот не помню я такого,
чтобы полки были совсем пустые,
жил около м. Площадь Ленина,
магазинов там было много,
убогое все было, но было, имхо.
А еще я тогда очень мало ел,
и, видимо, мне было по барабану.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: marinka239
2007-07-18 06:37 am (UTC)
Мне тоже по барабану было. Единственное, чего не хватало - это фруктов зимой и весной. Но мне их и сейчас не хватает - проблема не в том, что их нет, а в том, что они в наших широтах фиговые :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2007-07-18 07:49 am (UTC)
Не то, чтобы небыло совсем никакой еды. Голода как такового не было. Во-первых, всем таки удавалось что-нибудь купить, во-вторых, были какие-то консервы относительно доступны, в-третьих, работали рынки.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: talinka_derevze
2007-07-17 12:51 pm (UTC)
:) Помню гуманитарную помощь в виде сухого молока в желтых банках, коричневый сахар и подобные мелочи.Нда, жили тогда небогато, но годы - по воспоминаниям - были чудные(что с ребенка взять?)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: avis_avis
2007-07-17 05:22 pm (UTC)
Да-да. Гуманитарная помощь, в школе и в кружке... Шоколад, жевачки какие-то... И - ценнейшая вещь! - коробка сухого молока.

...Папа за водку заправлялся на дороге...

...Спирт "Рояль" у нас стоял ещё долго...

...Впечатления детства: брата (старше меня на 4 года) родители уводят вечером с собой в магазин, в очередь. У него есть "визитная карточка покупателя, с фотографией, он - "руки". Я ему завидую - он уже взрослый...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: edwardahirsch
2007-07-17 05:25 pm (UTC)
> ...Спирт "Рояль" у нас стоял ещё долго...

А моя мама, кажется, в этом году выбросила остатки. По крайней мере, в прошлом я их ещё точно видел.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: the_phosphor
2007-07-17 11:44 pm (UTC)
Да...

Очередь за сахаром по талонам, растянувшаяся от угла Литейного и Чайковского почти до книжкого магазина (был такой раньше между Чайковского и Петра Лаврова), мы там стояли почти до 3 ночи. В 11 магазин закрыли, но очередь заползла внутрь и брала сахар там. Только вот я не помню, деньги платили вместе с талонами или талоны их все-таки заменяли?

Коробка бульонных кубиков Кнорр, доставшаяся по гуманитарной помощи.

Ежедневное питание в школе, четырехразовое, очень выручавшее.

Весь класс, отправленный по домам, потому что в классе вши, а мыла нет даже по талонам. И красивенький мальчик, мама которого работает в интуристе и ребенок одет в заграничные джинсики, красит ногти лаком и раздает подачки своим защитникам.

Зависть и ненависть. Дружба и верность. Школьные годы.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2007-07-18 07:39 am (UTC)
Вместе с талонами нужно было платить деньги.

Четырёхразовое питание? Это что же у вас за школа была?!

А школьные годы -- они у всех школьные годы, какое бы год не был на дворе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: the_phosphor
2007-07-20 02:13 am (UTC)
Четырёхразовое питание? Это что же у вас за школа была?!

Школа-интернат №4 (потом №653) с углубленным изучением хинди и английского языков.

Думаю, заслуга в этом питании все-таки принадлежит директеру Я.Савёнову.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: the_phosphor
2007-07-17 11:47 pm (UTC)

вспомнилось

А ведь кажется народ чувствовал себя еще почти как в Блокаду.

Не жили волками, как сейчас. Если другу не помогали, то хоть не ставили подножки или вырывали сумки с едой...

Ударь такой голод сейчас - что будет?

ВЫ к ТАКОМУ готовы?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2007-07-18 07:24 am (UTC)
Всё то же самое будет. В меру доброты, в меру подлости. Или думаешь, в блокаду все были добры и искренни?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: valaar
2007-07-18 08:44 am (UTC)
конечно! "Ой, это же наша соседка Маруся! Марусь, помнишь Ивашку из соседнего подъезда?" "А как же, кудрявенький такой" "Ага, хочешь кусочек?" "8[ ]"

утрирую конечно :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: valaar
2007-07-18 04:01 am (UTC)
да фигня это. в том плане что основная проблема была растерянность людей. те же залежи водки были не из-за такого дефицита страшного, а из-за того что народ боялся дефицита. в результате все проблемы создавались искусственно. хотя конечно были и те кто эти проблемы создавали, что бы заработать на этом... собственно можно сказать что это был период Самого Свободного Рынка (с) когда продавали всё и всех :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2007-07-18 07:31 am (UTC)
Что-то у тебя не так. По-твоему, дефицит создавался за счёт того, что все боялись дефицита и всё скупали? ;)

Дефицит -- это следствие неэффективности социалистической экономики, только и всего. Никакого заговора в этом нет. В 92-м, когда отпустили цены, он быстро сошёл на нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: valaar
2007-07-18 08:37 am (UTC)
нет, я не говорю что дефицит бы лпоражден страхом, все не так плохо :) я говорю что паника была порождена неуверенностью людей. а дефицит был порожден развалившейся (впрочем уже задолго до 91го) экономической системой и спекуляциями людей, которые быстро сообразили, что в мутной воде легко заработать. самый простой пример. у мамы знакомый в этот период заработал целое состояние на зефире, который было вроде как не достать. он ездил в пригород, то ли в пушкин, то ли еще куда-то, там покупал его по 5 тысяч, а в магазины сдавал по 20 тысяч, после чего магазины продавали его по 40 тысяч. но зефир это фигня, были ведь и продукты первй необходимости, на которых так же спекулировали. вопрос лишь в том, что не было ситуаций, котгда совершенно не было еды. не было денег. а если были деньги, еду достать всегда можно было. в отличии от блокадного Ленинграда, где ты мог купаться в золоте и тебя это никак не спасло бы от голода.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2007-07-18 11:06 am (UTC)
Во-первых, паники-то как таковой не было. В СССР всегда были дефициты.

Во-вторых, не дефицит порождается спекуляцией, а спекуляция -- дефицитом. Я тебя уверяю, сейчас спекулируют (перепродают) гораздо больше, чем в СССР, но ни на доступность товара, ни на его цену это особенно не влияет.

В-третьих, в случае с зефиром, судя по тому, что речь идёт о тысячах, это уже дело года 93-го, так что упренуть этого товарища не в чем.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: le_chat_souris
2007-07-18 07:25 am (UTC)
мда.. я ничего такого не помню
в 92 я пошла в школу
до этого я прекрасно ходила в садик питалась вполне вдоволь детсадовской едой (ну там капуста тушеная, хлеб с маслом, каждому по одному кусочку масла и тд), дома тоже.. еды хватало вроде бы.

Мне кажется я как то пропустила в сознании этот период. Мы не стояли с братом в очередях в магазины. У нас было какое то солнечное замечательное детство.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2007-07-18 07:37 am (UTC)
Детство всегда солнечное и замечательное, вне зависимоти от наличия очередей. :) Да и не свойственно ребёнку задумываться над тем, что он ест. Собственно, голода-то не было, просто добывать еду было сложно...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: le_chat_souris
2007-07-18 08:59 am (UTC)
ну не скажи, чтоб дети не задумывались о том, что они едят и в каком количестве )
они все таки не растения
и не всегда детство солнечное и замечательное.
В общем всякое в жизни бывает)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2007-07-18 11:12 am (UTC)
Но по существу-то всё так как написано в первом комментарии. Небольшой выбор продуктов -- это далеко не главное, что волнует детей (по крайней мере, меня в детстве).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: x13_frodo
2007-08-08 11:41 am (UTC)
Как ни странно, я не помню ни уныния, ни голода. Хотя, по идее, нашей семье должно было быть трудно: Ленка тогда была совсем маленькой. Или наоборот, легче: ведь на нее тоже давали талоны. Наверное, родители сумели нас с Ленкой как-то отгородить от этого. Из нашей семьи в очередях стоял только папа. Еще, наверно, нам помогали бабушка с дедушкой: хороших врачей всегда выручают пациенты.

Как ни странно, мои родители оказались гораздо лучше "адаптированы" к тем реалиям, чем к "рыночной экономике".

(Это Катя писала.)
(Reply) (Thread)