?

Log in

No account? Create an account
О книгах и жизни - Олег Етеревский [entries|archive|friends|userinfo]
Oleg Eterevsky

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О книгах и жизни [7 February 2008|12:26]
Oleg Eterevsky
[Tags|, , ]

У меня почему-то часто бывает, что когда я читаю какую-нибудь книгу, в мире или в моей жизни случаются события как-то её отражающие. Вот и сегодня на Ленте я увидел сообщение о том, что в Турции отменяют запрет на ношение хиджабов в ВУЗах. Так бы я эту новость и вовсе не заметил, но случилось, что я как раз сейчас читаю роман Орхана Памука "Снег".

Действие этого романа романа развёртывается 20 лет назад в небольшом турецком городе недалеко от границы с Армений вскоре после того, как запрет о котором говорится в заметке на Ленте был введён. Запрет этот является в книге далеко не последним мотивом.

Для меня, одно из главных достоинств этой книги состоит в том, что она даёт возможность посмотреть на жизнь и события на Ближнем Востоке "с той стороны". Каждый день мы узнаём из новостей о новых событиях в тех странах. И обычно эти события: взрывы, беспорядки, боевые действия. В исламистах мы видим безумных фанатиков, противников всего разумного, доброго, вечного. Читая Памука понимаешь, что всё не так просто. Да, их можно назвать фанатиками, но во многом это является следствием того, что они смотрят на мир немного под другим углом.

Орхан Памук, возможно, лучше всего подходит для того, чтобы рассказать западному человеку о Турции изнутри. Живёт он в основном на западе, но не теряет связи с родной страной. Пишет по-турецки, но его произведения переводятся на 40 языков. В 2006-м году он стал первым турком, удостоенным Нобелевской премии.

Мне бы очень не хотелось, чтобы у вас сложилось впечатление, что актуальность содержания является единственным достоинством его произведений. Он обладает уникальным стилем, сочитающим серьёзность и глубину с лёгкостью и, местами, ироничностью.

Так случилось, что я читаю его на английском, но, насколько я знаю, большинство его произведений переводились на русский и их у нас легко можно достать.
LinkReply

Comments:
(Deleted comment)
[User Picture]From: eterevsky
2008-02-07 10:52 am (UTC)
В 2005-м году Орхана Памука судили за то, что он в публичном интервью признал факт геноцида. Он сказал что-то вроде "На этой земле убито 30 тысяч курдов и миллион армян". Под давлением Европы дело было закрыто. На фоне вступления Турции в ЕС, это было quite a big deal.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: knastya
2008-02-07 12:42 pm (UTC)
отрекламировал однако, прочитаю если попадется:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pontifi
2008-02-07 12:56 pm (UTC)

посмотреть на жизнь и события на Ближнем Востоке "с той

Насмотрелась. Спасибо. Особенно со своей женской стороны
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-02-07 02:46 pm (UTC)
А где ты была? И как долго?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pontifi
2008-02-07 03:21 pm (UTC)
ну самый экстрим был в Израиле... ну и в Голландии тоже порядочно впечатлений.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-02-07 04:59 pm (UTC)
Ну, в Голландии я тоже был. Не самая восточная страна, всё–таки. :) А на счёт Израиля... Мне казалось, что еврейское отношение к женщинам заметно отличается от мусульманского.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pontifi
2008-02-08 11:06 am (UTC)
был, но не жил...
да, если не ходить по палестинской части :))

на самом деле, все, конечно, не супер трагично. но охота понимать мусульманское средневековье у меня отпала. хотя турки в общем вполне милые ребята.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-02-08 11:39 am (UTC)
Да, я останавливался там в какой-то момент в турецкой гостинице, но реально с турками особенно не общался.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: eterevsky
2008-02-07 04:57 pm (UTC)
Да, конечно. И другое отношение к женщинам – вовсе не единственное отличие.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2008-02-08 02:36 pm (UTC)
зашла почитать, что пишут о Памуке (тема кандидатской), но получилось так, что прочла ваш ответ. неужели среди "не мусульманских представителей" всё ещё силён этот стереотип о востоке? как живущая в турции последние 9 лет скажу, что востока в вашем понимании здесь нет. могут показать тем, кто хочет смотреть и платить за это. или тот, кто хочет видеть, увидит. но по сути все мы живём в постмодерне, всё и везде одинаково. и не чувствуем мы себя ущемлёнными, ни как женщины, ни как девушки. хотим - подчиняемся, не хотим - не подчиняемся. по той же схеме: работаем - не работаем, рожаем - не рожаем, выходим замуж - разводимся. интересно, откуда такая живучесть у стереотипа, что я натыкаюсь на него в каждом втором форуме? или я в другой турции живу?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-02-08 02:40 pm (UTC)
Очень интересно... А Вы сами в Самбуле живёте? Сам Памук пишет, что нравы в Стамбуле сильно отличаются от глубинки.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2008-02-08 03:12 pm (UTC)
Да,Олег, соглашусь с тобой. Думаю, что именно в глубинке еще сильны именно мусульманские законы.Это первое. А второе то (это я уже не тебе Олег отвечаю, а выше указанному пользователю) что когда я говорила Востоке, я имела в виду не только саму Турцию. Не исключено, что где-то уже традиции поменялись т у нас существуют в данный момент уже неверные представления о Востоке, но ведь это же не везде так?! И все зависит от воспитания в семье. Где-то воспитывают более современно, а где-то и в тех же рамках, но не думаю, что в глубинках будет более современное воспитание.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mrs_prickly
2008-02-09 12:31 pm (UTC)
в анкаре. нравы несколько другие, чем в стамбуле, но все равно, город как город, столица как столица... конечно, в глубинке иначе, но разве это не везде так? и потом не вековая же разница, все то, чем отличается от нас глубинка, обусловлено, как многое в этой жизни, экономикой. но султанов с пятью женами и там нет. однако социо–культурный профиль турции не сфера моих интересов. я больше о Памуке. Снег его самый сложный роман, в смысле языка, особенно синтаксиса, о котором так много всего сказано (и о котором, кстати, и диссертация, только по черной книге). И это не говоря о сложной общественной теме, которую не всегда понимают даже живущие здесь и наблюдающие ситуацию изнутри. Олег, браво. за тонкость, открытость и прозорливость. и вкус. а черную книгу Вы читали? если да, что думаете?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-02-11 10:20 am (UTC)
Спасибо за интересную инфомацию и за добрые слова. "Снег" -- это первый роман Памука, который я читаю, так что, увы, ответить на Ваш вопрос о "Чёрной книге" не могу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: asgerd
2008-02-07 07:02 pm (UTC)
Я тоже читаю эту книжку. Уже месяц, примерно. Стиль похож на Чернышевского.
Но просто по-человечески - неинтересно.
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2008-02-09 04:48 pm (UTC)
Привет!

Чтобы приобрести более взвешенный взгляд на положение женщин в Турции, читать надо у того же Памука "Меня зовут красный". Но я не про это.
Лично у меня слово "исламист" треснуло много-много лет назад, от чтения - немного понимающие удивятся, а много понимающие поймут - книги Франца Верфеля "Сорок дней Муса-Дага". Книга эта, мягко выражаясь, не совсем протурецкая.
Дело в том, что младотурки, которые резали армян, были прогрессисты. И в числе прочих пережитков прошлого боролись и с религиозным дурманом. (Разумеется, армян резали мусульмане. Точно так же, как большую часть расстрелов в революцию производили люди, крещенные в православие. Но, как легко понять, не потому, что это было следствием доктрин ислама, а потому, что практически все турки в любой партии были мусульмане.)
А вот сторонники традиционных ценностей, исламских в том числе, как раз в основном находились по другую сторону (что можно узнать непосредственно, а можно и усмотреть в кое-каких книжках, написанных "с европейской стороны" - у того же Верфеля, или в замечательной книжке Амина Маалуфа "Врата Леванта").
Нынешняя политическая борьба в Турции интересна еще и тем, что стороны можно, хотя и с большой натяжкой, назвать потомками младотурок и их противников, защищавших традиционные ценности.

А.Г.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-02-11 10:25 am (UTC)
Спасибо за комментарий. Я, собственно, про геноцид ещё не имею особого мнения и, соответсвенно, с исламистами никак его не связываю просто потому, что практически ничего о нём не знаю.

Что касается "Снега", то в нём у симпатии Памука, при всём его западничестве, едва ли находятся на стороне секуляризованных прогосударственных сил. Так что для меня он открывает в первую очередь всю сложность имеющегося противостояния.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tango_2
2008-02-12 04:39 pm (UTC)
"У меня почему-то часто бывает, что когда я читаю какую-нибудь книгу, в мире или в моей жизни случаются события как-то её отражающие."
я думала, это только у меня так бывает=)
(Reply) (Thread)
From: ext_48790
2008-02-13 07:17 pm (UTC)
У меня почему-то часто бывает, что когда я читаю какую-нибудь книгу, в мире или в моей жизни случаются события как-то её отражающие.
Это свойства психики: из всего потока получаемой информации мозг выхватывает (замечает) ту, которую может связать с уже имеещейся в его распоряжении. Все остальную он отметает - дабы избежать перегрузки.
(Reply) (Thread)