?

Log in

Про Sweeney Todd и про музыку - Олег Етеревский [entries|archive|friends|userinfo]
Oleg Eterevsky

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про Sweeney Todd и про музыку [20 July 2008|14:08]
Oleg Eterevsky
[Tags|, ]

Раскапывать можно не только старые фотографии. Ещё интереснее вести археологические исследования в собственном ЖЖ. Иногда находишь интересные записи, о которых уже забыл. Особенно забавно получается, если такая запись помечена Private и оставлена на «дописать». Только что я нашёл ровно такую запись, датированную 15 апреля и посвящённую актуальному тогда Суини Тодду. Будь она посвящено только только ему, я бы наверно так и оставил её Private до скончания веков. Но упомянутый мюзикл тогда побудил меня изложить некоторые соображения о музыке вообще, которые актуальны для меня и сейчас. Поэтому, собственно, я и решил оживить этот уже чуть подзапылившийся пост.


Да, я тоже посмотрел этот фильм. И не только. Ещё я послушал саундтрек, скачал и посмотрел ноты, а также посмотрел фрагменты оригинального мюзикла (он был написан в конце 70-х). И да, это замечательный фильм. Он не менее выразителен визуально, чем предыдущие фильмы Бёртона и пожалуй даже ещё драматичнее.

Некоторые фразы из фильма, хоть и не являются открытием, показываю его сюжет с другой, более глубокой точки зрения:

"It's man devouring man, my dear
and who are we to deny it in here?"

Но в большей степени меня заставила задуматься музыкальная сторона. Напомню, что в оригинале это — мюзикл. В фильме некоторые сцены выкинули, но в основном музыка осталась той же. Аранжировки, насколько я могу судить, поменялись несильно. Пикантная деталь заключается в том, что в оригинале в музикле поют профессиональные певцы, а в фильме — актёры.

Что же получилось? Откровенно плохо поёт только Алан Рикман (Снейп из гаррипоттеровых фильмов), играющий тут судью. Все остальные поют вполне сносно, а некоторые так и вовсе хорошо. В оригинальном мюзикле, конечно, поют получше. Но это преимущество с лихвой искупается мастерством режиссёра и замечательной игрой актёров. Лично для меня это представляет собой внутренний парадокс. Музыкальное по сути произведение лучше смотрится (и даже слушается) в исполнении непрофессиональных певцов.

В чём же дело? На мой взгляд тут есть два связанных между собой момента. Первый из этих моментов звучит в духе девиза из Рататуя: «Петь может каждый». Вы знаете, я действительно в это верю. Действительно, каждый, при желании может научиться петь. Правда, так случилось, что (особенно в нашей стране) почти никто этому не учится. Человек, далёкий от музыки никогда не задумается о том, что можно научиться петь. Зато он может решить научиться играть на гитаре. И это будет значить, что он будет учиться изображая на гитаре три, четыре или десять аккордов произносить нараспев слова песни, приблизительно соблюдая её ритм.

Возможно, это личное. Даже вероятнее всего. Пожалуй, я не знаю человека, у которого был бы слух хуже, чем у меня 10 лет назад. Сейчас я с ужасом думаю, что в то время я вообще не понимал, что такое музыка. И когда я приблизительно в то время начал учиться играть на гитаре, я воспринимал это примерно так как описал это выше.

Так вот, мне кажется, каждого человека можно научиться тому, что есть ноты, они бывают выше и ниже, мелодия песни из них состоит, и в них желательно попадать. И больше того, в простых песнях это доступно каждому на практике. Говорить «У меня нет слуха» имеет моральное право только глухой. Все остальные, если они способны слышать собеседника, способны и отличить одну ноту от другой.

Ладно, давайте теперь перейдём к обещанному второму пункту. Итак, я считаю, что любой человек способен научиться узнаваемо исполнять Марсельезу или Молли Мэлоун. Но в то же время мне кажется очевидным, что неподготовленный человек не способен нормально спеть арию Памины из «Волшебной флейты» или арию Фигаро. Одно и другое кажутся мне настолько разными явлениями, что я предлагаю называть это разными словами, например, пение и вокал. В песне важны слова, в «вокальном произведении» — нет. В песне, по большому счёту, не обязательны выдающиеся вокальные данные, в оперной арии без них не обойтись. Песня является в той или иной степени драматическим произведением, ария является в первую и основную очередь произведением музыкальным.

Также как нормальный человек не способен спеть настоящие сложные «вокальные произведения», так и классический вокалист подчас не может спеть песни для него не предназначенные. Даже Лемешев, поющий русские народные песни, на мой взгляд, звучит неубедительно. В то же время, «пение» и «вокал», на самом деле, сильно пересекаются. Ту же Марсельезу может петь профессиональный певец, а может — толпа французов в парижском кабаке.

Так вот, значительная часть музыки из мюзиклов относится как раз к этому пересечению — её могут петь как классические вокалисты, так и простые смертные. Более того — внимание, это главная мысль, ради которой я всё это пишу — для песни, являющейся частью драматического произведения, актёрские качества её исполнителя важнее, чем его вокальные данные. Неправда ли, вывод — банальнее не бывает?

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: tata_cheshuina
2008-07-20 02:27 pm (UTC)
а мне как раз очень импонировала идея, что в бартоновском брадобрее пели сами актеры. и пусть местами звучало слабенько, но в этом была своя прелесть. к примеру. у ХБК просто замечательный инфернальный такой голосок.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nikaan
2008-07-20 07:46 pm (UTC)
Мне вот объяснялм, что про выше-ниже - это от лукавого, и петь так плохо учиться.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-07-20 08:23 pm (UTC)
В смысле?
(Reply) (Parent) (Thread)