?

Log in

Народная музыка в эпоху глобализма - Олег Етеревский [entries|archive|friends|userinfo]
Oleg Eterevsky

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Народная музыка в эпоху глобализма [11 September 2008|23:41]
Oleg Eterevsky
[Tags|]

На днях на last.fm меня нашла некая девушка из Голландии, заметившая, очевидно, что я из России и слушаю Le Mystère des voix Bulgares. Про этот ансамбль я обязательно напишу отдельно, может даже сегодня же, а сейчас достаточно будет сказать, что это болгарский женский хор.

Так вот, девушка с ласт.фм'а спрашивала, не знаю ли я какого-нибудь русского хора, похожего на упомянутых  болгар и поющего что-нибудь русское народное. Я тут же разразился ответом, в котором сокрушаясь поведал ей о печальной судьбе русской народной музыки, нафиг загнувшейся в советскую эпоху. В заключении я дал пару ссылок на Мельницу и ещё кого-то в том же духе, надеясь что это подойдёт.

Увы. Мне ответили, что это не совсем то что хотелось бы и назвали какие-то совершенно неизвестные имена, приведшие меня на сайт ансамбля Зарянка. Прослушивание образцов их творчества выявило, что они действительно достаточно аутентично и немного скучновато поют хором русские народные песни. До меня не сразу дошло, что ансамбль этот находится в Голландии и в Россию наведывается исключительно туристическим способом.

Так выпьем же за то, чтобы жива была Голландская земля, а с ней — русская народная музыка.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: ruahh
2008-09-11 08:27 pm (UTC)
очень люблю Le Mystère des voix Bulgares.. замечательно поют:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-09-11 08:30 pm (UTC)
Да, я совсем недавно о них узнал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: marinka239
2008-09-11 08:40 pm (UTC)
"Писатели-фантасты XX века в свете современных этических воззрений" :Р

ps "Золотое кольцо" ей надо было посоветовать. Слов она все равно надеюсь не поймет :) А еще из более или менее традиционного (правда, не народного) есть романсы. И тут даже сомнений нет - надо давать Погудина. Он крут настолько, что я при всей своей нелюбви к этому жанру думаю как-нибудь сходить на его концерт.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-09-11 08:45 pm (UTC)
Не, романсы -- это совсем не то.

Поёт и правда неплохо. По-человечески, а не так, как у нас обычно поют романсы.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: luke_vilent
2008-09-11 09:03 pm (UTC)
Да, пока ещё Голландия, слава Богу, не один сплошной Амсетрдам. Да и в Амстердаме пока ещё есть на что посмотреть.

Был как-то в Лейдене в паровозном музее. Мало того, что мне разрешили посмотреть и пофотографиговать, хоть музей в тот день был закрыт, тае ещё и денег брать не хотели - пришлось сувенры покупать. Стоит земля голландская, пока на ней такие люди живут.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-09-11 09:29 pm (UTC)
Да, Голландия мне очень понравилась. Я ещё туда хочу. И в Бельгию, где я ещё не был... :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ringm
2008-09-11 09:15 pm (UTC)
печальной судьбе русской народной музыки, нафиг загнувшейся в советскую эпоху

Не очень понял - подразумевается, что совок ее загубил? При том, что ее со всех сторон поддерживали на государственном уровне?

Мне так всю жизнь казалось, что русская музыкальная традиция просто-напросто была довольно убогой по сравнению, скажем, с кельтской и черной. Поэтому и загнулась, и не смогла почти ничего нового породить, в то время как из кельтской и черной вышел блюз, рок-н-ролл и в итоге почти вся современная популярная музыка.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-09-11 09:18 pm (UTC)
Не, что ты, она была достаточно богата. А совок её поддерживал примерно так же как сельское хозяйство -- колхозами. Ну не создана народная музыка чтобы исполняться академическими хорами.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: o_fercinn
2008-09-12 04:33 am (UTC)

не все так плохо

а как же Рилроад? Беларыбица еще вот есть.
Более того существует довольно много коллективов, интересно исполняющих русскую народную музыку. Где они? Это вопрос. Но я их сам видел, почти случайно, но это было реально круто.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-09-12 10:11 am (UTC)
Да, Рилроад я тоже этой девушке посоветовал. Дело в том, что я сейчас фолком вообще и русским в частности интересуюсь не сильно. То есть я слышу время от времени какие-то исполнения, но не представляю, где можно найти относительно распространённые записи.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: o_fercinn
2008-09-12 04:52 am (UTC)

еще

С. Старостин, Ва-Та-Га (ex-Reel). Казаки вон еще есть (Казачий круг, Братина)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-09-12 10:23 am (UTC)
Казаков я слышал только краем уха и не в курсе даже на что ссылку можно дать. А слабо вообще найти какие-нибудь ссылки, по которым всё это можно послушать?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: hronopik
2008-09-12 07:16 am (UTC)
Есть (вернее была) еще прекрасная группа Седьмая Вода с очень трогательным женским вокалом
http://kuznya.ru/sedmaya_voda/ - там есть несколько самплов у меня где-то было два альбома. На ластфм она теоретически есть, но практически не очень
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-09-12 10:20 am (UTC)
А не дашь ссылки на mp3-шки? А то у меня их сайт что-то не работает.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: fealin_lena
2008-09-12 08:04 am (UTC)
+1, а Мельницу-то зачем?
Дал бы казачий хор. Это тоже не совсем то, но хоть красиво и свое.
А лучше монастырские записи. Соловетские, скажем. Мужские хоры в монастырях очень красивые.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-09-12 10:25 am (UTC)
Монастырские записи я слышал и на мой вкус они немного скучноваты... Хотя... Дело в том, что у меня с этим вопросом в той формулировке вообще большие проблемы. Дело в том, что меня ни от чего в русском фолке сейчас так не прёт как от этих Voix Bulgares. Причём я-то понимаю, что у болгар меня прёт больше не народная сторона, а авторская. Так что посоветовать что-то аналогичное трудно. :(
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: siili_wizard
2008-09-12 08:41 am (UTC)
+1 к o_fercinn
Из неназванных - "Народный праздник" (аутентичное исполнение народных песен разных регионов) и "Сирин" (церковная музыка, духовные стихи). На мой взгляд, в своих жанрах они вообще лучшие в нашей стране.
И Старостина, кажется, забыли.

Сейчас стало появляться много коллективов, которые стремятся к исполнению в народной манере (т.е. не та калинка-малинка, которая насаждалась обычно), есть и те, кто с этой манерой эксперементирует. И счет идет уже скорее на десятки, просто такие группы редко бывают представлены в интернете, выступают тоже нечасто, потому как совсем "неформат".

И все-таки объясни, почему Мельница?!! Она-то каким боком относится к русской народной музыке?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: siili_wizard
2008-09-12 10:13 am (UTC)

Upd

На сайте Российского Фольклорного Союза написано, что "на сегодняшний день в поле деятельности Союза — около 900 творческих групп, коллективов из 78 регионов", больше, чем я думала.

Если девушка не боится сложностей - дай ей ссылку: www.veles.luchshe.net/music.htm. Несколько Gb русской народной музыки (в основном - экспедиционные записи, но где-то там есть и пара студийных альбомов фольклорных групп), но там все только по-русски и системы поиска нет никакой.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nikaan
2008-09-12 08:42 am (UTC)
Есть исполнители, использующие этнические элементы. Это все практически. Например, "Рада и Терновник" - что-то с хором есть.

Недавно узнал, что у Шнитке есть много хоровых вещей. Неверно, правда, что это народная музыка. Но не так плохо было всё с хором в советское время.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-09-12 10:28 am (UTC)
Тогда уж Свиридов, а не Шнитке, мне кажется... Причём специалисты считают хоры главной частью творчества Свиридова, а я от них челюсть рискую свернуть от зевоты...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pontifi
2008-09-12 08:44 am (UTC)
Да мы такие :)) Если бы ты читал меня давно, то может быть видел бы ссылку на хор моего сисадмина.
http://www.ebkk.nl/ Я им даже песни иногда перевожу в голландское звучание :))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-09-12 10:28 am (UTC)
Вау. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: remedios_young
2008-09-12 08:52 am (UTC)
Были же какие-то люди, которые выступали например, на Патрике в Герцена - со вполне аутентичными и песнями, и играми
Только не помню их названия (а за визитками лезть некогда)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-09-12 10:33 am (UTC)
Да я понимаю, что есть. Меня просто порадовало наличие аутентичных русских народных коллективов в Голландии. :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: filoluh
2008-09-12 07:17 pm (UTC)
Сирин. Располагается в Москве. Недавно сравнительно был в Питере. Это самое лучшее. Писались на opus 111, вышло несколько дисков.
В Питере есть ансамбль Элеон. Тоже рекомендую послушать.
если есть доступ к контакту, там выложен Сирин в достаточном количестве.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-09-13 10:14 am (UTC)
Огромное спасибо за наводку. Сирин -- действительно замечательный ансамбль. Слушаю с удовольствием.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: courteouselk
2008-09-13 06:40 pm (UTC)
Сербский "Бело Платно" ещё хороши тоже.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ringm
2008-11-25 07:01 pm (UTC)
Случайно вспомнил про этот пост, случайно же наткнувшись на "Мельницу", которую до этого не слышал никогда.

Ни единой руссконародной ноты там не обнаружил, а обнаружил посредственного качества копию с Fairport Convention образца 1969 года.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-11-26 04:35 am (UTC)
Мне тогда пришла в голову Мельница ровно потому, что то, что поёт Le Mystère des voix Bulgares также имеет к народной музыке достаточно опосредованное отношение.
(Reply) (Parent) (Thread)