?

Log in

Про, гхм, религию - Олег Етеревский [entries|archive|friends|userinfo]
Oleg Eterevsky

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про, гхм, религию [9 December 2008|23:24]
Oleg Eterevsky
[Tags|, , ]
[Current Music |菅野よう子 - 03 Next Time | Powered by Last.fm]

Уже сутки весь ЖЖ обсуждает пост Тёмы Лебедева про почившего патриарха. Даже опрос вот проводится:

Как вы относитесь к посту Артемия Лебедева о недопустимости общегосударственного траура по поводу кончины Патриарха Алексия II?

Это возмутительный поступок, оскорбляющий чувства всех россиян
83(2.0%)
Это возмутительный поступок, оскорбляющий чувства православных христиан
143(3.4%)
Это циничная выходка, преследующая провокационные либо PR цели
606(14.4%)
В самой мысли что-то есть, но выражена она в недопустимой форме
861(20.5%)
Я совершенно согласен с Артемием Лебедевым
2506(59.7%)


Честно говоря, я не ожидал такого резонанса. Я сам такой пост чуть не написал. Остановил только укоренившийся в голове принцип: о мёртвом -- либо хорошо, либо ничего. Но от последовавшей реакции я офигел.

"По отношению к российскому народу со стороны скандально известного пиарщика был совершен акт бесчеловечности и самой настоящей подлости. И вполне будет достаточно, если после его выходки ему никто не подаст руки", - Борис Резник.

"Подобная выходка - это не только оскорбление чувства верующих людей, оклеветать и показать в искаженном виде одну из религий, но и попытка разжечь межрелигиозную рознь", - Виктор Илюхин


Nobody expects the Spanish Inquisition!

P.S. Опрос можно запостить у себя в журнале, вставив в пост: <lj-poll-1311684>
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: vse_budet
2008-12-09 08:31 pm (UTC)
Может быть, мне тоже никто не подаст руки, но я не вижу в этой шутке совершенно ничего оскорбительного, более того, ничего плохого.

Первые четыре пункта опроса явно не про меня, а последний вызывает вопрос "с чем согласен?".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-12-09 08:35 pm (UTC)
С тем, что национальный траур в светском государстве по умершему главе какой угодно кофессии неуместен.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: knastya
2008-12-09 08:51 pm (UTC)
не удивило ни разу :/
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krakozyabra
2008-12-09 08:53 pm (UTC)
не удержалась, выбрала второй вариант. что не исключает того, что я согласна с Лебедевым.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-12-09 09:05 pm (UTC)
Второй вариант + пятый = четвёртый.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: septembreange
2008-12-09 09:02 pm (UTC)
Мне кажется, что любой вменяемый человек, участвующий в этом опросе, должен голосовать за четвертый пункт.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-12-09 09:06 pm (UTC)
Я не нахожу форму этого высказывания черезчур оскорбительной. Всё-таки, это личный блог, а не СМИ.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mkatrinne
2008-12-09 09:07 pm (UTC)
можете счесть меня человеком недалёким и непродвинутым... но мне этот пост кажется просто отвратительным. Такие вещи нельзя поливать грязью. Вот просто нельзя и всё.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-12-09 09:12 pm (UTC)
Какие "такие"? А навязывать всем религию -- лучше?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: sopkina
2008-12-09 09:17 pm (UTC)
Как-то не весь спектр отражен. Например, нет ответа: "В форме нет ничего предосудительного, с содержанием не согласен".

> Остановил только укоренившийся в голове принцип: о мёртвом -- либо хорошо, либо ничего.
Так о личности покойного ничего оскорбительного и не было сказано. Ну, картинка с этаким черным юмором, так ведь и ее не он нарисовал. Вообще, на фоне остального жж Темы, этот пост можно считать чуть ли не образцом политкорректности, даже мата почти нет. Сравни с этим, например:
http://community.livejournal.com/ru_childfree/1273621.html
(где тут тошнящийся смайлик?)
(Reply) (Thread)
From: ex_aliot17
2008-12-10 07:53 am (UTC)
ну, кстати, с чайлдфри я согласен по этому поводу не сильно меньше
хотя форма, конечно, менее корректная
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eachee
2008-12-09 09:22 pm (UTC)
конечно перегнул палку,но после того как я увидел владыку вылезающего из прокачанной хонды, мое отношение к церкви изменилось в отрицательную сторону
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-12-09 09:24 pm (UTC)
Мне казалось, он на Мерседесе Пульмане ездил. Со специально завышенным потолком, чтобы его головной убор влезал.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mbravo
2008-12-09 09:25 pm (UTC)
участвовать во всём этом мне мешает твёрдая и давняя уверенность в том, что сам tema - довольно отвратительная личность. даже если ему иногда что-то удаётся.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-12-09 09:27 pm (UTC)
Угу. Периодически он действительно предстаёт полным мудаком. Но имхо это не тот случай.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: eterevsky
2008-12-09 09:45 pm (UTC)
Погоди. Голосование я редактивать не могу, например потому, что оно не моё. Я прекрасно понимаю, что картинку нарисовал не Лебедев, но, мне кажется, в данном случае это irrelevant. Он её вставил, и, как следствие, готов под ней подписаться.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: eterevsky
2008-12-09 10:00 pm (UTC)
Какая разница, если все почти все признаки траура налицо?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: remedios_young
2008-12-09 10:05 pm (UTC)
Олег, ты, в отличие от Темы, вменяемый человек, насколько я знаю.
Можно узнать твое мнение по следующему вопросу:
в нашем государстве объявили траур по поводу кончины гражданина нашего государства,который был видным общественным и политическим деятелем, способствовал многим положительным процессам, которые затрагивали большое количество граждан этого государства.
(обращаю внимание - имя этого гражданина я не называю, это может быть и не только Алексий)
что в этой ситуации ненормального?

чем ситуация принципиально меняется, если этот гражданин принадлежал к какой-то религии (был священников, раввином, муфтием - не важно)?

Почему то, что в Европе считается нормальным, у нас обязательно должно быть осуждено? К примеру, несколько стран Европы (по конституции - все светские государства) объявили в свое время траур по папе Римскому. В чем они были неправы? Или, если они правы, почему неправы мы?

По поводу Теминого поста я согласна с вот этим мнением: " А вообще есть такие люди – их почему-то не оскорбляют мат, порнуха, разврат, наркомания и порнография, но похороны патриарха задевают их: это, с их точки зрения, зрелище более страшное". Не помню, кто это сказал (в той статье, на которую ты ссылался), авторство не важно. В инете были посты, аналогичные Теминым по смыслу, но написанные другим языком - честно, при прочтении так не задевали, как этот (то, что каждый человек имеет право на свое частное мнение, я согласна)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-12-09 10:15 pm (UTC)
Во-первых, траур по одному умершему естественной смертью человеку не объявляется практически никогда.

Во-вторых, что такого действительно хорошего сделал упомянутый гражданин? Нет, правда? Превратил церковь в коммерческое предприятие, высылающее бизнесменам официальные напоминания о "задолженности по благотворительным платежам"? Почти протолкнул обязательное преподавание православия в школах? Принёс ли упомянутый гражданин за свою жизнь больше пользы, чем Тёма Лебедев?

В-третьих, Тёма быть может резок на язык и склонен к выпендрёжу, но при всём при том исключительно вменяем.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ringm
2008-12-09 10:20 pm (UTC)
Остановил только укоренившийся в голове принцип: о мёртвом -- либо хорошо, либо ничего.

Я не слишком-то понимаю этот принцип, если честно. О людях в основном судят по результатам их деятельности. Никакого магического отката этих результатов после их смерти не происходит - на каких основаниях я вдруг должен перестать эти результаты видеть и о них говорить?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-12-09 10:23 pm (UTC)
Вскоре после смерти критическое высказывание об умершем может кого-то обидеть. Только поэтому.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: halif
2008-12-10 02:09 am (UTC)
Да ну, по-моему все это выеденного яйца не стоит.

Думаю, никакие "атеистические чувства" Темы это, конечно, не оскорбляет. Он просто в резкой форме обращает внимание на некоторый перекос в отношении государства к разным религиям. Православие, конечно, наиболее массовая религия в России. И решение устроить траур по поводу смерти Патриарха мне кажется естественным. Формулировка правительства довольно мягкая: "предложено отменить запланированные на этот день развлекательные мероприятия". По идее это не запрещает Теме Лебедеву устроить дебош любых масштабов. Впрочем, я не знаю, как принято интерпретировать законом слово "предложено".

Реакцию Лебедева тоже понимаю. Во многом он прав. Люди не думают самостоятельно, идут на поводу у других. Он разрушитель, подобный Шиве, ломающий старое, костное, пустое, формальное. И это тоже достойное дело.

Реакция же многих политиков просто неадекватна. Они отчетливо демонстрируют эту самую костность, узколобость, ограниченность. Эта масса увеличивает энтропию. И это тоже понятно, но это неживое. И тут я против.

У каждого своя функция.

Мой ответ в списке не значится: Тема последовательно делает свое дело.
(Reply) (Thread)
From: ex_aliot17
2008-12-10 08:09 am (UTC)
действующих мусульман, кажется, не сильно меньше, чем активных православных
но атеистов всё равно больше
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: amarao_san
2008-12-10 06:50 am (UTC)
Хоронили патриарха, порвали два баяна.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fealin_lena
2008-12-10 09:11 am (UTC)
Ну а если имам умрет, или нет - раввин(чего я им, разумеется, не желаю), он что писать будет?
К деятелям такого рода можно и нужно относиться по-разному, но нагонять себе рейтинг чужой(любого человека) смертью - мерзко. Тем более, что он мало того, что не малое дитя, а вовсе даже профи, и точно знает какая реакция последует. Хулиганство в данном случае - это не то слово.
Нерукопожатный он, это точно. Но уже давно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-12-10 10:41 am (UTC)
Так он же не по поводу смерти писал, а по поводу реакции государства. Едва ли у нас будет траур в случае смерти имама или раввина.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: remedios_young
2008-12-10 02:10 pm (UTC)
кстати, нам действительно неплохо бы иметь подобную программу!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: remedios_young
2008-12-10 02:20 pm (UTC)
сорри, коммент не туда уехал :(
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: remedios_young
2008-12-10 02:29 pm (UTC)
давай различать два аспекта:

первый - это ситуация, когда образованный, умеющий сам находить, подбирать и фильтровать информацию человек подбирает себе поездки / книги / телепрограммы
твое окружени относится к таким людям. Но вообще-то их меньшинство :(

второе - это целенаправленная политика государства, церкви, шоу-бизнеса - культурная программа, которая предлагается обществу. Это второе - абсолютно нормльное, естественное явление, вопрос только в наполнении. При Советском союзе гос-во поддерживало именно уровень культуры населения (да, с определенными рамками, со странными, с нашей точки зрения ограничениями, но - подерживало) и о культурном уровне, моральном облике заботилось, а сейчас оно этого не делает. Шоу-бизнес, по крайней мере в нашей стране, культивирует образ немыслящего потребителя - примеров масса - и славная развлекательная программа Дом-2 с демонстрацией порнографии и сцен насилия в прямом эфире (сама видела), и тотальная реклама "овощного" отдыха - 5 звезд, пляж, а нафиг что-то еще, и многое-многое другое. На этом фоне церковь (кстати, не только православная, все это относится и к иудейским, и мусульманским общинам) действительно отличается заботой о духовно-нравственной жизни общества. Причем не только своей паствы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-12-10 02:39 pm (UTC)
Это -- довольно интересный вопрос, как именно государство должно поддерживать культурный уровень своих граждан. Моё личное мнение -- оно должно создавать условия для развития культуры, но никак не пытать никого направить. Простой пример. В СССР, где музыка строго фильтровалась и классика была одним из немногих всецело поддерживаемых жанров, было 100 с чем-то симфонических оркестров. В США в то же самое время их было 500, хотя там никто население насильно классической музыкой не кормил. (Возможно, я путую конкретные числа, но соотношение именно такое -- в разы.) Соотношение в количестве оркестров мирового уровня было примерно такое же.

Дайте людям возможность и они сами будут образовываться удобным им способом. А тех, кто не будет, ты полюбому не заставишь ценить прекрасное из под палки.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: phentanil
2008-12-10 10:14 pm (UTC)
А почему тебя удивила реакция?

ИМХО, реакции там есть 2 вида: во-первых, напыщенно-лицемерная типа "оскорбление чувств миллионов верующих" от депутатов и чиновников (по-моему, ничего удивительного), а во-вторых "на дураков не обижаются" и "это показывает состояние общества" от священников (с ними полностью согласен).

Я тоже согласен, что нац. траур ни к чему (а разве его объявляли? отмена развлекательных программ - это еще не национальный траур, по-моему). В любом случае те элементы траура, которые присутствуют, связаны не с мифическим "клерикальным мракобесием" (разве они введены синодом???), а с лицемерием в ранге государственной политики.

А у Лебедева ошибочна, по-моему, не мысль, а юморная картинка. Уж юмор-то по поводу смерти главы РПЦ явно неуместен.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-12-10 10:25 pm (UTC)
Ну, в общем, да, согласен. Меня раздражает в первую очередь позиция этих самых депутатов. Что до картинки -- она, конечно, провокационная, но, по-моему, не черезчур. Видали мы провокации и посильнее.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: kaga_kara
2008-12-11 03:59 pm (UTC)
Очень жаль человека... Вечная ему память. На самом деле, его вклад в Россию огромен. Вот только малая часть - http://ru.wikipedia.org/wiki/Алексий_(Ридигер)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ewydance
2008-12-12 12:09 am (UTC)
Ндаа...
Олег, ты меня ОЧЕНЬ удивил..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2008-12-12 12:52 pm (UTC)
Да, в последние годы я почему-то стал менее терпимо относиться к церкви...
(Reply) (Parent) (Thread)