?

Log in

No account? Create an account
Школьная программа - Олег Етеревский [entries|archive|friends|userinfo]
Oleg Eterevsky

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Школьная программа [12 February 2009|15:54]
Oleg Eterevsky
[Tags|, , , , ]

Френды обсуждают заявление нашего министра образования о том, что высшую математику следует исключить из школьный программы. А я вот давно задавался вопросом: если бы я составлял школьную программу, что бы я туда включил?

Для начала, мне очевидно, что в старших классах школьники должны иметь возможность выбора большей части курсов, которые они хотят изучать. Но что должен знать и уметь каждый выпускник школы, скажем, к 17-и годам?

  • Русский язык. Каждый должен уметь читать, писать и говорить. Причём под «писать» и «говорить» я понимаю «связно излагать свои мысли письменно и устно». По-моему, у нас этому не учат совсем, а стоит.
  • Математика. Всем подряд изучать, скажем, тригонометрию или интегральное исчисление бессмысленно. С другой стороны, «высшая математика» должна быть доступна как один из предметов по выбору для тех, кто собирается стать инженером, программистом или экономистом. С третьей стороны, математика в школе важна не только и не столько непосредственными знаниями, которые она даёт, сколько навыком логического рассуждения и оперирования абстрактными понятиями. По-моему, вместо тупого заучивания правил типа «производная произведения есть производная первого множетеля умножить итд.», стоило бы сделать упор именно на эту сторону.
  • Иностранный язык. Все школьники должны научиться читать, писать и говорить по-английски. Желательно значительную часть предметов в старшей школе вести на этом языке. В качестве опции для старшекласников должны быть ещё один или два иностранных языка.
  • Литература. Нужно приучить школьников к чтению и размышлению над прочитанным. Определённо, не стоит насильно заставлять их читать классику: те 10%, которым это будет полезно, найдут и прочитают её и сами (для них должен быть специальный курс), остальным 90% это только привьёт отвращение к литературе.
  • Физика. Очевидно, школьник должен получить представление о том, как устроены все процессы, которые протекают в мире. Главное — не подменять понимание зазубриванием законов. Об этом хорошо писал Фейнман в своей автобиографии.
  • Историю должны изучать все.
  • Химия. Честно говоря, я не вижу причин, по которым химия должна изучаться в тех подробностях, в которых она изучается. Ну, то есть, конечно нужно преподать, что бывают атомы, у атомов — валентности, из атомов получаются молекулы, что бывают кислоты и щёлочи, что от реакции того и другого получаются соли, что органика получается из цепочек атомов углерода, присыпанных водородом с мелкими вкраплениями других элементов...
  • Биология. Тут всё понятно. Нужно получить представление о том, как работает организм, о том какие бывают звери и чем они отличаются от рептилий, о том, что грибы — не растения, и о том, что птицы произошли от динозавров, а человек — от ёжиков.
  • Общественные науки. Мне кажется очень важным, чтобы школьники узнали о том, как работает государство и гражданское общество. О том, как и почему устроен суд, кто принимает законы и чем правительство отличается от парламента. И главное, что они могут иметь собственное мнение о том, как всё должно работать и имеют право его высказывать.
  • Искусства. Пожалуй, всех школьников стоит учить фотографировать. Фотаппараты сейчас есть у всех и если дать школьникам хотя бы начальные знания о том, как сдалать хорошую фотографию, мир станет лучше. Желающих можно дополнительно учить рисовать. Что касается музыки, я считаю, что всех стоит учить петь. Было бы неплохо знакомить школьников со всевозможными музыкальными и художественными стилями.

Наверняка, я кучу всего забыл. Я даже не попытался перечислить то, что можно было бы преподавать в качестве дополнительных курсов. И самое главное, что невозможно уложить в один школьный предмет — нужно учить детей думать, учиться и интересоваться. Если ученик приходит в школу для того, чтобы отсидеть шесть скучных уроков, а потом идёт домой, чтобы заниматься тупой зубрёжкой к экзамену, пользы от такой школы мало.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: zelenaya_koshka
2009-02-12 03:42 pm (UTC)

Заставил меня задуматься

Почти со всем согласна, кроме:
Иностранный Я - против повсеместного английского. Да, он нужен чтобы переустановить винду, прочитать инструкцию к термосу или в США спросить, сколько стоит кофточка. Брать его, я считаю, нужно вторым языком. А вот первым - любые другие европейские и азиатские.
Физика-Химия-Биология Нужно просто убрать зубрёжку и добавить именно "понимание процессов". А то я помню слова "дигидрогалогенирование моногалогеналканов", а что это - уже не очень представляю.
История и Литература и российская и мировая.
+ основы медицины. Хотя бы как остановить кровотечение и что делать при солнечном ударе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: arve_veri
2009-02-12 03:56 pm (UTC)

Re: Заставил меня задуматься

Согласна по физике-химии-биологии.
Основы медицины у нас преподавались в рамках ОБЖ. Мы даже на зачёт мед.помощь оказывали. Повязки как по жизни, а вот жгуты - чисто символически, ну и искуственное дыхание никто никому не делал. Для того, чтобы учить чему-то серьёзному, типа непрямого массажа сердца, надо муляжи.
Я не против повсеместного первого английского. Если честно, я подумала, что ты тут про китайский в первую очередь скажешь.

И да. Шесть уроков? Шесть уроков?! Это у меня было мечтой идиота с пятого класса. У меня в начальной школе иногда было по девять уроков. У нашего класса в средней школе, как правило, было восемь уроков. Мне так, как в школе, нигде хорошо не было.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kobbi
2009-02-12 03:55 pm (UTC)
Географию куда съел? (0:3
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2009-02-12 04:04 pm (UTC)
С географией всё просто. Нужно знать, что Монголия находится в Азии, Аргентина — в Южной Америке, а прерии — в Африке. А не учить наизусть 10 стран-членов ОПЕК, как мы в школе.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: sopkina
2009-02-12 06:37 pm (UTC)
ИМХО, самое важное в образовании не программа, а учителя. Зарплаты нужны и социальные гарантии. А до тех пор, пока их нет, можно программу обсуждать сколько угодно, только без толку.
Какая разница, есть в программе тригонометрия или нет? Приходя в вуз, только единицы знают формулу для синуса суммы. Да что там! У меня в этом году в группе первокурсников из 20 человек ни один не умел сложить первые n натуральных чисел.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: marinka239
2009-02-16 12:58 pm (UTC)
+1, кстати.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: halif
2009-02-12 07:41 pm (UTC)
Про русский полностью согласен. Именно это главное.

В математике главным считаю культуру логического мышления. И умение отстраненно (критически, самостоятельно) смотреть на вещи. На мой взгляд это то, чего сильно не хватает многим людям. Ну и умение абстрагироваться - для претендующих на образованность.

Про иностранные языки считаю, что надо 2 изучать. Возможно, не всем, но любому человеку, претендующему на образованность. Сильно развивает ум, память, ослабляет стереотипы мышления.

Не считаю, что английский должен быть обязательным. Язык сильно воздействует на мышление (по некоторым теориям даже определяет мышление). Разнообразие способов восприятия среди людей не повредит, скажем, если человек "не испорчен" знанием английского. Кроме того, мне не нравится, что русский язык сейчас начинает растворяться в английском. Многие переводы наследуют логику построения фраз и образность английского, что плохо для русского. Английский же лишен многих преимуществ русского (и наоборот, естественно). Русский становится английским со временем. Достаточно почитать русских классиков, или качественные старые переводы с английского. Языки сильно разные.

Опять же академическое знание языка (умение читать Шекспира на староанглийском, или Махабхарату на мертвом санскрите) и умение спросить дорогу на улице почти не пересекаются :) Английский в последнем варианте можно дать всем, я не против, благо это несложно и осваивается в "боевых условиях" с нуля меньше чем за полгода.

Что совсем не понял, зачем учить всех фотографировать?? У меня есть фотоаппарат, но я его использую только потому, что родственники и друзья хотят знать про то, где я бываю. Погружаться в эту науку нет никакого интереса и мотивации. Каким образом мир станет лучше от того, что все потратят на это кучу времени и денег (все побегут покупать зеркалки за тыщу долларов) я не вижу. Для меня фотография - слишком техническое, ремесленное, если угодно, узкое искусство, чтобы признать его общеполезным.

А вот про пение - согласен, но с оговоркой на слух. Он реально есть не у всех. До какого-то уровня в принципе можно натаскать и людей без слуха, но не уверен, что стоит из-за этого сильно ломать людей.

Стили музыкальные и художественные - да! Именно знакомить. Без зубрежки.

Физиология и основы медицины - обязательно нужны! Human body user guide :) Макдональдсов станет меньше :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2009-02-12 09:05 pm (UTC)
> Не считаю, что английский должен быть обязательным.

Все доводы, которые ты привёл правильны, но они ничего не стоят возможности без посредников общаться с огромной мировой наукой, культурой и с возможностью объясниться в любом конце света. На мой взгляд, по крайней мере. Я не представляю, как образованный и не варящийся в собственном соку человек может не знать английского. Это всё равно, что жить в Средневековье и не знать латынь.

> умение читать Шекспира на староанглийском

Шекспир писал не на староанглийском, а на ново- или даже на современном английском. И понимать его проще, чем многих современных авторов.

> Английский в последнем варианте можно дать всем, я не против, благо это несложно и осваивается в "боевых условиях" с нуля меньше чем за полгода.

А возможность учиться в университете за границей?

> Что совсем не понял, зачем учить всех фотографировать?

В качестве альтернативы рисованию. Живопись и фотография сейчас уже неразделимы.

> (все побегут покупать зеркалки за тыщу долларов) я не вижу

Я не имел в виду всем покупать зеркалки за тысячу долларов. И вообще, я имел в виду не технический момент, а художественный.

> А вот про пение - согласен, но с оговоркой на слух. Он реально есть не у всех. До какого-то уровня в принципе можно натаскать и людей без слуха, но не уверен, что стоит из-за этого сильно ломать людей.

Петь хотя бы в хоре можно всех научить.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: fealin_lena
2009-02-12 08:17 pm (UTC)
Литературу("классическую") не меньше бы, а лучше бы...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2009-02-12 09:12 pm (UTC)
Как "лучше"? Многие книги, стоящие у нас в школьной программе просто не предназначены для детей. Они писались для взрослых. Если добавить к этому другое время, другие нравы, другое всё, многие из них становятся (на первый взгляд) неактуальными и неинтересными. По-моему, лучше почитать то, что дети могут счесть интересным и обсудить, чтобы чтение не становилось просто жвачкой для мозгов.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ringm
2009-02-12 08:52 pm (UTC)
сколько навыком логического рассуждения и оперирования абстрактными понятиями. По-моему, вместо тупого заучивания правил типа «производная произведения есть производная первого множетеля умножить итд.», стоило бы сделать упор именно на эту сторону.

Это пытались ввести в штатах, после того, как они отстали в космической гонке, под названием New Math. Как-то не так вводили, результаты в целом скорее удручающие.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2009-02-12 09:10 pm (UTC)
Это не совсем то, что я имел в виду. Нахрена школьникам теория множеств и системы счисоления? Фейнман и про это писал, если мне не изменяет память. Типа школьники заучивали порядок действий и начинали виртуозно перводить числа из троичной системы в семиричную без всякой видимой пользы. Я вообще-то имел в виду скорее задачки, над которыми подумать надо, вроде тех, которые даются на первом году мат. кружка.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ted_dy
2009-02-12 08:53 pm (UTC)
А я вот предлагаю в качестве иностранного изучать язык наиболее вероятного соседа)
(Reply) (Thread)
From: ex_aliot17
2009-02-13 12:21 pm (UTC)
украины?)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: igoralexeev
2009-02-13 01:13 pm (UTC)
Компьютер бы еще хорошо бы включить - как средство. Впрочем, не обязательно как отдельный предмет.
Обязательно физкультура. Причем не с глупыми нормами, которые непременно нужно сдать всем. Скорее на уровне научить - научить плавать, кататься на велосипеде и т. п.
История - наверное надо разделить на российскую и зарубежную.
С выбором предметов - так, конечно, и должно быть. Может быть на уровне классов.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2009-02-13 01:24 pm (UTC)
Про компьютер и физкультуру я не написал потому, что они показались мне само собой разумеющимся.

Зачем разделять историю на свою и зарубежную? Мне, как раз, кажется более полезным давать отчественную историю в контексте мировой, а не так, как у нас делается сейчас. Иначе собственная история с большим трудом связывается в голове с зарубежной.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lee_onore
2009-02-13 08:54 pm (UTC)
А что не так?

Английский. Был. С большей частью предметов на английском, ты все-таки перегнул, имхо. Но 3-4 в старших классах были.

Математика. Сложно сказать, что надо, а что не надо... И абстрактное мышление не всем хорошо дается. И что ты предлагаешь с ними делать?

Иностранный язык. +1 на выбор. Был. Френч/немецкий.

Литература. А на чем ты предлагаешь тренироваться излагать свои мысли, обдумывать, обсуждать и т.д.? Вот и есть список... "Насильно" понятие относительное. Ты прочем всю школьную программу? Потом есть лит. олимпиады. Можно прочитать практически все, что захочешь, изложить и обсудить. Более углубленно, но уже не в классе, а с теми, кому это интересно.

Физика. Не всем дано понять. Особенно в школе. И что делать? Вот и заменяют часто зубрежкой. Впрочем это _во многом_ зависит от учителя.

Историю считаю чем-то вроде бабушкиных сказок. Особенно ту, которую преподают в школе. Ну так... Сказки послушать. Заставлять учить, имхо, кощунство.

Химия. Ну... То что ты описал и входит в курс школьной программы. Впрочем нам давали больше и это было круто =)

Биология. Осталась в моей памяти чем-то серым и безликим. Запомнилось, что банан -- это трава :D Основы медицины и безопасности -- это ОБЖ. (у нас, кстати, были и муляжи для тренировки массажа сердца и Федя, на котором отрабатывали искусственное дыхание и основы самообороны...)

Общественные науки. Ну что-то такое там и рассказывают... Помню нас еще на заседание суда водили, посмотреть, как это на деле бывает...
Впрочем, право и т.п. мне было не очень интересно, и я не особо запомнила =)

Искусства. Фотография в школе -- это пока утопия ) А хором мы пели... Но теории музыки не было :(
Чтобы нормально учить петь надо занимать индивидуально -- в школе это невозможно (

Выбор предметов в старшей школе у нас был. Чуть-чуть конечно но все-таки. А в некоторых школах бывают специализированные классы. И сами школы тоже кстати :) Так что мне кажется основной выбор происходит на данной стадии.

Основная проблема в том, что школьное образование рассчитано на всех. А "все" слишком разные. По-разному учатся, воспринимают и усваивают информацию... И как бы ты строил систему образования для кого-то это все равно будет "отсидеть шесть скучных уроков".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lee_onore
2009-02-13 08:57 pm (UTC)
З.Ы. Вот писать с первого раза без грамматических и стилистических ошибок меня так и не научили =)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: allambee
2009-02-15 08:19 pm (UTC)
зачем история всем?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2009-02-15 09:50 pm (UTC)
Если честно, не знаю. Очевидно, всё дело в моём понимании культурности. Я могу себе представить культурного человека, не знающегоЮ, что такое синус. Я могу представить культурного человека, не читавшего Тургенева. Я даже могу представить себе культурного человека, никогда не слышавшего Вивальди. Но я решительно не могу себе представить культурного человека, не знающего, кто такие Александр Македонский и Юлий Цезарь.

P.S. Рациональные аргументы я тоже могу придумать, но стоит ли?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: marinka239
2009-02-16 12:57 pm (UTC)
мне кажется, что от тех подробностей, которые изучают в школе сейчас, остается и так ничтожно мало. Так что если упростить материал еще больше, то человек к 30ти годам забудет таблицу умножения и будет знать примерно столько же, сколько третьеклассник.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2009-02-16 01:07 pm (UTC)
Таблицу умножения не забудет, потому как так или инач пользуется ею в жизни. А вот что такое синус — забудет непременно, так как нафига оно ему. Вот я и предлагаю бесполезные знания и навыки в программе заменить на более полезные, в том числе и для умственного развития.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_trommelf
2009-02-16 03:53 pm (UTC)
Ах, какая темка! Не можу не вставить свои 5 евроцентов в сокровищницу мирового разума:).

География. Ненене. Не о том нада.
Помимо физгеографии, вот есть чудесный предмет экономгеография. Которым так славно пренебрегали в старших классах.
А между тем, это наравне с историей принципиальная вещь для понимания баланса сил в мире. У кого - нефть, а у кого уран. А у нас в квартире газ. Раз. А у нас газопровод. Вот. Как следствие – понимание того, кто с кем за что воюет и кто с кем чем и почему торгует.
Не исключая и родного государства. Со всеми его не столь уж и многочисленными промышленными предприятиями.
(А то ведь мне до сих пор страшно вспомнить ту выпускницу МГИМО, которая со слуха записала «российский порт Комсомольск-на-море» :) )

Биология унд химия.
Я исключительно за увеличение дозы биологии и химии в практическом применении. По крайней мере для того, чтобы дети адекватно занимались самолечением и не пили молоко после огурцов. Практика показывает, что необходим не только навык наложения шин, но и элементарно понятие о применении активированного угля. И понятие о том, что не надо запивать жирную пищу содой, для стимулирования пищеварения. Ибо происходит банальный процесс омыления жиров, соответственно, бурная пенистая:) диарея. Неожиданно? А ведь органическая химия в чистом виде:)))

Литература
В конечном счете, как мну кааццо, данный предмет нацелен не на изучение классики как таковой, а на «обучение жизни». Моделирование жизненных ситуаций, изложение развития событий в виде набивших оскомину сочинений. Это ж не Онегину с Татьяной надо. И не Пушкину. И не училке. Это надо будущим татьянам, шоб знали, как не надо писать письма мужчинам:)
В конечном счете в жизни ведь вообще конечное число сюжетов, которые все так или иначе представлены в мировой литературе.

Вспомнились вот кстати и некстати труды. Имхо, -надцать лет назад они были более чем актуальны по экономическим причинам, которые щаз отмерли. Об этом надо б собраться отдельный пост запостить. «Роль самодельной полочки в бюджете государства».

А что до математики – руки прочь, это святое:))) я вообще считаю, что женщина не может представлять интереса для мужчины, если она не в состоянии взять тройной интеграл:)

Нет, если серьезно…прежде всего словами классика. Да, черт возьми, она ум в порядок приводит! Да, черт возьми, эссенция абстрактного мышления в чистом виде! Геометрия – пространственное мышление, черт возьми! Кстати, для этого же - я исключительно за присутствие основ черчения. В крайнем случае это поможет расставить мебель у себя в комнате. Короче… люблю я математику. Неженскою любовью.

Иностранныя езыги. Натюрлих! Только не так, как завещало творческое наследие семьи Стоговых. Мое сугубое имхо – изучать надо то, на чем и о чем с тобой будут говорить. То есть в первую очередь объясняться, а во вторую – Шекспира понимать. (Мну всегда думало, что инглиш знаю довольно сносно. Пока не наткнулась ну-не-буду-говорить-где в центральной Европе на довольно затрюханную веб-коллекцию тестов. В частности, там был тест на английские междометия. Типа – какое из данных слов/наборов букв вы употребите, когда вам наступят на ногу и не извинятся? И пять вариантов ответов. И к стыду своему… ну вы понимаете, чем кончилось ) Вот чему надо нас учить. Чтоб смогли почувствовать, когда шеф-буржуй тебе говорит, хреново получилось или охренительно.

Устало. Продолжу. Спасибо за тему.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2009-02-16 04:27 pm (UTC)
Интересное мнение.

Что касается экономической географии, пожалуй, я соглашусь, что она может быть полезна.

Перечисленные диетологически знания не убеждают меня в необходимости углублённого изучения химии, так как мне кажется нереальным, научить большинство людей химии настолько, чтобы они делали такие выводы из теоретического знания.

Литература — и да, и нет. Многие моральные и жизненные проблемы, поднимающиеся в произведениях, входящих в нынюшнюю программу, могут быть банально не близки школьникам.

Я думаю, никто не может упрекнуть меня в том, что я не люблю математику. Она действительно наводит в мозгах порядок. Только я хочу отметить, что в ней есть разделы, более лёгкие для восприятия и более эффективно наводящие порядок в мозгах, чем заучивание концепций, польза которых для школьников неочевидна.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: beatgene
2009-02-16 04:50 pm (UTC)
+много, такие же мысли часто приходили, тем более, что воспоминания о своей школе еще свежи.
И да, в старших классах вести предметы на английском - эту мысль давно уже думаю) в целях экономии, часы английского бы исключились, а язык учился бы на ура.

Самый трудный пункт тут, имхо, литература. Я для себя не придумала, как лучше организовать предмет. Судя по своим одноклассникам - ну не читают в большинстве своем дети книги. Изворачиваются, читают краткие содержания, что только не делают. Но не читают. Года 4 назад, по крайней мере) Полагаться на сознательность, если предоставить свободу - ой как не уверена.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2009-02-16 05:02 pm (UTC)
Я не вижу смысла ставить школьников в такое положение, в котором они будут изворачиваться, чтобы не читать книги. В литературе главное — заинтересовать учеников, без этого смысла нет. Если в насильном обучении таблице умножения какой-то смысл есть, то в случае литературы это абсолютно бессмысленно.

Как заинтересовать учеников — это вопрос. Понятно, что у талантливого учителя школьники и "Войну и мир" будут с интересом читать. Но таких учителей единицы. Именно поэтому, я думаю, что программу можно было поменять в сторону того, что было бы более интересно для учеников.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: passerby437
2009-02-17 12:37 pm (UTC)
Если утверждения "Русский язык" и "Литература" объединить в "Русский язык и литература", тогда все правильно. Одно без другого НЕ БЫВАЕТ.
То же и с иностранными языком и литературой.

P.S. Писать программы в семеричном коде - увлекательное занятие.)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: v_yakhnov
2009-02-19 01:13 pm (UTC)
Есть у меня меня небольшая мечта — хоть крохотный, но обязательный курс логики в школах.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2009-02-19 01:48 pm (UTC)
Я думаю, он вполне может быть частью курса математики.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _steppenwolf
2009-02-19 06:23 pm (UTC)
Высшая математика необходима. Под высшей математикой надо понимать первый том трёхтомника Фихтенгольца.
Основные положения можно и нужно объяснять всем.
Иностранный язык. Европейские языки корнями уходят в латынь. Метод Мишеля Томаса, он же российский и еровпейский классический профессиональный метод изучения языков, позволяет понять КАК именно строится язык. Следовательно выучить быстрее и больше языков. Латынь обязательна к изучению.
Биология. Российский курс биологии надо спустить в лапшерезку. Я считаю, что время потраченное в школе на биологию потратил впустую. Необходимы настоящие лаборатории и настоящий курс.

Теперь. Профессиональное обучение предметам - обучение физике как обучают физиков, обучение языкам, как обучают языкам, это проще и эффективнее, чем давать задачу недоучкам составить полуобрезанный курс околонаучной бредятины, вроде курса школьной физики.
Фейнман. Большинство студентов Фейнмана, прослушавших его курсы, провалили экзамены.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _steppenwolf
2009-02-19 06:28 pm (UTC)
А, забыл: при изучении языков, существуют профессиональные методики, которые мне например преподавали в школе профессора из пединститута. В обычных школах такие методики не дают, в программе этого нет, и как следствие люди зубрят язык и выходят с нулевым уровнем.
В экзаменах кстати методика обязательна к использованию, а большинство западных тестов, не только языковых основано на этой же методике.
Простейшее определение гласит: пойми тест с n процентами незнакомых слов.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)