?

Log in

No account? Create an account
Откуда берутся стихи? - Олег Етеревский [entries|archive|friends|userinfo]
Oleg Eterevsky

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Откуда берутся стихи? [3 August 2010|18:38]
Oleg Eterevsky
[Tags|, ]

Я всегда скептически относился к стихам. Я даже пару раз про это писал. Но чего только в жизни не случается.

Мы с друзьями на работе пару вечеров в неделю коротаем за игрой всякой музыки. Мы самовольно окупировали лучшее помещение в офисе. 9-й этаж, центр города, вид на все стороны до горизонта. Поставили хорошее электропианино Yamaha, электронную ударную установку Roland, комбик Marshall и микшер Mackie Onyx. Остальные сотрудники наудивление легко с этим смирились, прося нас, разве что, не играть особенно громко раньше 8-9 часов вечера. Понемногу среди нас начало рости ощущение, что неплохо было бы помимо песен из репертуара Uriah Heep, Radiohead и Shocking Blue играть что-нибудь своё, уникальное и не исполнявшееся до нас никем.

Одно дело — решить, другое — сделать. Почему-то никто из моих товарищей не вызвался писать тексты к нашим будущим песням. If you want something done, do it yourself, сказал я и сел писать стихи.

Уже смешно.

Про первую песню не буду. Она просто взяла и за пару дней как-то написалась. Лучше когда мы её доделаем, я выложу запись. А вот дальше наступил ступор. Я завистью вспоминал deekourtsman, у которого песни пишутся как грибы после дождя. (Сорри, Дима, по крайней мере так это выглядит снаружи.)

Тут наш супер-мега гитарист притащил песню, которую он когда-то сочинил играя 10 лет назад в другой группе. Проблема в том, слова (там было что-то про трусы) были написаны не им, потом давно забыты, и вообще мы хотим полностью свою песню, так ведь? И я пообещал написать к этому делу новый текст.

Потом я месяц ходил и пытался сочинить хоть что-нибудь. Дважды я начинал писать на английском и один раз на русском. Наконец я домучал текст, в котором пелось про то, как всему миру вокруг пофигу, есть я вообще или нет меня. Начиналась она так:

Я сижу у воды и смотрю на песок.
До рассвета чуть-чуть и алеет восток.
Задаю вопрос и знаю ответ:
Есть ли дело песку, здесь я или же нет?

На утёсе растёт одиноко сосна.
Я гляжу на неё обалделый со сна.
Но сосна не посмотрит, не скажет "привет":
Что за дело сосне, есть я здесь или нет?

Да-да-да. Чувствуется отчётливый запах не очень хороших стихов. За неимением ничего лучшего, я даже попытался спеть этот текст на одной репетиции. На следующий день послушал запись и пришёл в уныние. Ко всему прочему песня стала отдавать самым что ни на есть голимым "русским роком".

Ещё через день я сел и решил написать произвольный рифмованный бред в нужном мне размере. За 10 минут получилось вот что:

Another failure on my way
Of being a good man every day,
But I will move ahead
      To Shangri-La.
I used to come to work by noon
But now I'm walking on the moon.
Two thousand leagues
      To Shangri-La.

  Today, tomorrow
  I feel no sorrow.
  Next week, last year
  I shed no tear.

I fly on patched Icarus wings
To see what fate tomorrow brings
I shall not stop, I go
      To Shangri-La.
I sail the huge Titanic ship
To feel the heat of snapping whip
Two thousand lives
      To Shangri-La.

  Today, tomorrow
  I feel no sorrow.
  Next week, last year
  I shed no tear.

I read another cryptic text
Not knowing what is coming next
Along my way
      To Shangri-La.

И вы знаете, этот текст мне нравится заметно больше. Я правда не понимаю в нём пары вещей, ну да ладно, для песни так даже лучше. В голове моей остался вопрос. Что я делаю не так? Почему я месяц не могу написать пять четверостиший на продуманную тему с понятным сюжетом, зато потом за 10 минут пишу нечто, что мне не противно будет петь? БГ в каком-то Аэростате говорил, что песни не пишутся, а приходят к нам из другого, идеального мира. Я в эту мистику не верю, конечно.

Вообще-то я никогда в жизни не писал стихов. Даже в юности. Не умею это делать и прекрасно понимаю, что то что я пишу, скорее всего, никуда не годится. Но мне интересно, а как вообще пишутся песни, стихи? Кстати, мне всегда было интересно, как живут люди, у которых с креативом лучше, чем у меня. Откуда у них берутся идеи? Как придумать сюжет для рассказа, романа? Это ведь не то же самое что написать пост в ЖЖ. В ЖЖ у тебя есть тема, и нужно всего лишь написать то, что ты о ней знаешь и думаешь. А как быть если темы нет?

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: kosiakk
2010-08-03 02:51 pm (UTC)
Единственный известный нам способ мышления - перебор..., пишет Митрич.

Невероятно, насколько это меткое высказывание и отличный цикл статей вообще.

Несмотря на внешнюю видимость, я же ещё не придумал за жизнь ничего действительно нового. Лишь умудрялся каким-то чудом выхватить существующую неплохую идею и подобрать к ней неожиданное дополнение из совершенно другой области... да так хорошо порой получается, что диву даёшься: "Почему это ещё никто не сделал? Всё ведь на поверхности плавает - возьми да собери, как конструктор".

Главная мысль: Нужно много читать, смотреть широко вокруг и всему удивляться. Только так в голове может появиться та критическая масса знаний, которая необходима для создания хоть сколько-нибудь стоящих идей.
Это единственный способ созидания, доступный абсолютному большинству людей и мне в том числе.

Правда, хочется верить, что при наборе особо крупного багажа структурированных знаний, некоторые люди или коллективы иногда могут приподняться над проблемой, увидеть всё сверху, в целом. И тогда, если повезёт, человечество обогатится очередной "по-настоящему" новой идеей. А при чудесном стечении обстоятельств и трудолюбия, эта идея может даже будет реализована =)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2010-08-03 03:10 pm (UTC)
Да, Митрич -- голова. С удовольствием перечитываю сейчас те его статьи. Как бы применить их на деле...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: menato
2010-08-03 05:29 pm (UTC)
А тебе не кажется, что английский текст тебе нравится больше потому, что английский поэтический не так близок тебе, как русский поэтический?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2010-08-03 09:24 pm (UTC)
Возможно. Или что-то в этом роде.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: menato
2010-08-04 12:54 pm (UTC)
Я почему спрашиваю: часто же маститые поэты помногу раз переписывали что-то, доделывали и меняли("В муках ночей рождённое слово":), те постоянно работали, а значит есть корреляция между потраченными усилиями и удовлетворённостью результатом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2010-08-04 01:23 pm (UTC)
Меня как раз это-то и удивляет. Хэммингуэй тоже писал про то что нужно работать, работать и ещё раз работать. А я месяц мучался над текстом, а потом выбросил, сел и за 10 минут написал совсем другой, который мне нравится больше чем тот, над которым мучался. И главное, исправил потом букваль пару слов, и с первой же репетиции песня оформилась.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: menato
2010-08-04 01:44 pm (UTC)
Личное восприятие -- абсолютно случайная величина: пока стихотворение не пройдёт проверку оценками большого числа людей, говорить об его оценке нельзя.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 999_lives
2010-08-04 05:51 am (UTC)
Не знаю, имел лы ты мелодию в голове, когда писал куплеты. Например, удобно отталкиваться от этой самой вокальной мелодии, где-то просто а-кать или мычать, где захочется вставить хорошо рифмующееся слово или фразу.
Когда раз 10 напоешь себе так, возможно, уже будет набор из нескольких фраз, расставленных хаотично. Возможно, уже тогда зародится какая-то идея, тема песни. Иногда стоит изменить какое-то слово, и вот он - смысл (или ощущение) песни.
Примерно так поступал Симон Лебон из Дюранов. Мелодия - на первом месте, слова - потом.
Хотя это никакой не закон, а один из способов. Практика - это круто.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2010-08-04 09:59 am (UTC)
Я так пробовал. У меня не получается. :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lee_onore
2010-08-04 08:08 am (UTC)
По моему опыту, они обычно возникают "сами" под воздействием сильных эмоций или впечатлений/переживаний. В таком состоянии достаточно небольшого "толчка" и оно "само пойдет".

А откуда люди берут идеи и сюжеты для рассказов и романов для меня всегда было большой загадкой. Моя "книжка" вседа была бессвязным набором сцен. :D

А еще... Помнишь как в Once героиня слова придумывала?

З.Ы. Второй текст мне мне немного напомнил Road to Mandalay.

З.З.Ы. И вообще они у тебя какие-то одинокие и грустноватые :-\ Ты уверен, что это подходит под тот стиль музыки, которую вы хотите играть?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2010-08-04 10:00 am (UTC)
Road to Mandalay никогда не слышал.

Подходить -- нормально, подходят. :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irishka_e
2010-08-04 12:37 pm (UTC)
Я не знаю, как у других творческих людей, но могу рассказать то, что знаю, про моего любимого музыканта Марка Нопфлера. Он тоже много песен пишет, как и Ди Курцман(кстати, и родились они под одним знаком и по японскому, и по китайскому гороскопу, может, это как-то влияет?:)) Марк говорит, что когда его спрашивают, что у него сначала придумывается в песне - слова или музыка, он отвечает - все три. Говорит, что он старается как можно лучше выразить идею песни, которая приходит сразу. "The song leads the way". (И я заметила, эту точку зрения некоторые его друзья-музыканты тоже поддерживают). А вот как приходит идея... Может вдохновить прочитанная книга, или телепередача, или просто фраза в разговоре с кем-нибудь, которая сильно поразит. Что-то, что заставляет задуматься. И это обязательно должно быть как-то связано лично с ним. Идея песни уже заставляет выбирать инструменты, чтобы лучше ее воплотить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2010-08-04 03:43 pm (UTC)
Да, но у меня почему-то не получается сделать песню из идеи... Наверное, просто поэт из меня никудышный. :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irishka_e
2010-08-05 10:14 am (UTC)
Ты знаешь, я по себе замечала - когда начинаешь много читать стихов, например, готовишься к экзамену по литературе, то самопроизвольно начинаешь думать и говорить в рифму и поэтическими размерами:))) Просто вариться в этом помогает. Кстати, Марк по образованию преподаватель английского языка и литературы, так что очень много книжек до сих пор читает, может, это ему помогает...
Вчера была передача по Культуре про Ричарда Баха, он там тоже рассказывал, что никто не верил из его друзей и он сам сомневался, что сможет писать, он ничего такого не умел делать, но ему очень хотелось писать, и он стал это делать, поначалу как мог, простыми словами, и в итоге стало получаться:)Кстати, он говорил, что идея "Чайки" тоже пришла ему практически целиком...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2010-08-05 12:08 pm (UTC)
Да, я мало стихов читаю. Разве что тексты песен, и в основном по-английски. Может поэтому мне на английском легче писать?

У Ричарда Баха полно достаточно слабых рассказов, так что, скорее всего, у него свою роль сыграла практика.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lee_onore
2010-08-04 02:44 pm (UTC)

Кстати, почти в тему....

Где-то был TED...
О! http://www.ted.com/talks/elizabeth_gilbert_on_genius.html

Елизабет Гилберт рассказывает про свое видение креативности и, в частности, про то, как она писала Eat. Pray. Love.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2010-08-04 04:05 pm (UTC)
Про Тома Уэйтса прикольно. :-))
(Reply) (Parent) (Thread)