?

Log in

No account? Create an account
Da Capo - Олег Етеревский [entries|archive|friends|userinfo]
Oleg Eterevsky

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Da Capo [26 January 2011|19:57]
Oleg Eterevsky
[Tags|]

В баховских Вариациях Гольдберга мне больше всего нравится Aria da Capo — повторение первоначальной темы в самом конце. Парадокс в том, что она в точности, нота в ноту совпадает с арией в самом начале, но слушается совсем по-другому. Работает это естественно только если подряд послушать все вариации.

P.S. Начало, продолжение, продолжение, продолжение, продолжение, окончание.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: nikolenko
2011-01-26 05:40 pm (UTC)
«Гёдель, Эшер, Бах» читал? :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2011-01-26 06:23 pm (UTC)
Я держал в руках эту книжку, но её хозяин, кажется, тогда сам её читал, так что я её не взял почитать.

А что?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nikolenko
2011-01-27 08:33 am (UTC)
Там относительно много про Баха и, в частности, про эти вариации с не совсем музыкальной стороны. Я думаю, тебе будет интересно – хотя вся книжка, конечно, довольно водянистая и потому скучная, есть отличные главы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2011-01-27 01:47 pm (UTC)
С "не совсем музыкальной"? Интересно, что можно написать такого особенного кроме и так общеизвестных вещей, типа устройства этих вариаций, истории их появления и т.п.?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nikolenko
2011-01-27 01:55 pm (UTC)
Ну, про сами вариации больше ничего, но много вокруг всякого. Да ты посмотри, человеку с матлогикой знакомому читать её очень легко, иногда можно перепрыгивать через десятки страниц. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2011-01-27 02:38 pm (UTC)
Просмотрел несколько первых глав. У меня такое ощущение, что музыкальное содержание этой книжки мне тоже в основном известно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: burrru
2011-01-26 06:40 pm (UTC)
Ага.

Simone Dinnerstein недавно их записала, интересное исполнение - сильное влияние Гульда, что, пмсм, очень хорошо.

Еще есть разница между тем, как их воспринимают профессионалы и любители. Так, разницу в ощущениях от Aria и Aria da Capo любители слышат. А что эта Aria по структуре - пассакалья, большинство любителей не слышит.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: piggymouse
2011-01-26 06:49 pm (UTC)
По-моему в понятие "любитель" в данном случае входит незнание понятия "пассакалья".

Edited at 2011-01-26 06:51 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: burrru
2011-01-26 06:57 pm (UTC)
Не вполне. Любитель не знает, что такое пассакалья. Но любителю вполне можно это объяснить и дать послушать доступные примеры. Но даже после объяснения любителю будет практически невозможно услышать это в Aria.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: piggymouse
2011-01-26 06:59 pm (UTC)
I see what you mean.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2011-01-26 07:00 pm (UTC)
В смысле, не ария, а все вариации -- пассакалия, вероятно? Там же в самой Арии басовая линия ведь не повторяется, если не считать реприз.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: burrru
2011-01-26 07:07 pm (UTC)
Конечно.

В чудесном курсе Гринберга Вариациям посвящены 4 последних лекции, рекомендую.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2011-01-26 07:09 pm (UTC)
Я его слушал. :) И это не единственное, что я читал про них. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: piggymouse
2011-01-26 07:02 pm (UTC)
Как его, болезного, на Quodlibet переколбашивает! И как я его понимаю.

Спасибо за видео.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2011-01-26 07:06 pm (UTC)
Именно на Quodlibet, то бишь на 30-й вариации? А в чём там особенный расколбас? :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: piggymouse
2011-01-26 07:31 pm (UTC)
Ну там с 26й начинается такое, слегка болезненное, нагнетание по темпу и по сложности. Их в какой-то момент становится физически сложно слушать, не то что уж играть. А Quodlibet, он же основан на народных песнях и такой весь прямолинейный и уравновешенный, как слегка гармонизированная Из-за острова на стрежень. И выдыхаешь конечно, а адреналинчик играет ещё.

Так же примерно в известном концертнике We Outta Here Рамонесы нагнетают, нагнетают и на Today Your Love уже как бы ты весь извёлся, а они делают паузу и аккуратно в среднем темпе забивают тебе в голову Pinhead и вот это как бы самое оно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2011-01-26 08:07 pm (UTC)
А, да, переслушал сейчас последние вариации, понял о чём ты.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mbravo
2011-01-26 07:29 pm (UTC)
есть отличная книжка, которую я в своё время прочитал с подачи avva, называется Gold bug variations, by Richard Powers. Рекомендую. (в теории она у меня где-то есть на бумаге, если найду - могу дать почитать)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2011-01-26 07:56 pm (UTC)
Хе-хе. Ты мне её уже давал. Я её как-то не осилил. Может, стоит ещё раз попробовать. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mbravo
2011-01-26 07:59 pm (UTC)
вот ведь

хорошая болезнь склероз - ничего не болит, и каждый день что-нибудь новенькое :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2011-01-27 01:53 pm (UTC)
Кстати, я тут разбирая книжки её нашёл. Попробую ещё раз почитать. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: eterevsky
2011-01-26 08:08 pm (UTC)
А что о нём читать. Послушайте лучше его по ссылкам -- всяко больше удовольствия. :)
(Reply) (Parent) (Thread)