?

Log in

Ö - Олег Етеревский [entries|archive|friends|userinfo]
Oleg Eterevsky

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Ö [4 October 2005|21:39]
Oleg Eterevsky
[Tags|, , ]
[Current Mood |creative]
[Current Music |Red Priest - The 4 Seasons]

Как, должно быть, многие заметили, в прошедшие две недели у нас (и не только у нас) в городе проходил фестиваль Early Music. Мне давелось слышать очень разные впечатления от него. Кто-то говорит, что фестиваль скатывается и попсеет. Крутых исполнителей не приглашают, а публика, дескать, пошла неправильная. Ни поддерживать, ни опровергать это утверждение я не собираюсь, так как на прошлых фестивалях появлялся весьма редко. Лучше опишу свои впечатления от пары ансамблей из тех, которые там выступали.

Первый из них, вообще-то, не является для меня открытием. Это французский ансамбль L'Arpeggiata. Именно они закрывали прошлый фестиваль. Тогдашний концерт, посвящённый итальянским тарантеллам, произвёл на меня огромное впечатление, но я решил, что эффект был произведён в первую очередь «живостью» исполнения, которая могла бы потеряться на записи. После нынешнего концерта, я плюнул на эти соображения и выкачал-таки все их доступные альбомы.

Послушав их, я наконец понял, как попала эта группа, играющая итальянскую народную музыку на фестиваль старинной музыки. В записи они действительно становятся просто очень хорошей группой, играющей музыку (в основном) итальянского барокко. На концертах же (а также, отчасти, на последнем из альбомов) оригинальная старинная музыка оказывается оттеснена на второй план замечательными обработками в итальянском стиле, харизмой их вокалистки, эмоциями, вкладываемыми в каждый звук каждого инструмента. Инструменты, кстати, что забавно, выбраны исключительно аутентичные: их руководительница играет главным образом на теорбе, есть клависин, барочные гитары и лютни, скрипка и удивительный своим звуком псалтерион.

Ещё на нынешнем концерте с ними выступал замечательный кларнетист. Уже пожилой, полный и какой-то удивительно домашний бородатый мужик в весьма неформальной для филармонического зала рубашке играл очень легко и спокойно, немного по-джазовому. В его игре не было вычурной виртуозности, как будто он просто разговаривал с помощью своего инструмента. Замечательно это проявилось в номере, где солировали он и вокалистка. Между ними шёл диалог, понятный всем присутствующим, несмотря на то, что пелось по-итальянски, а игралось вовсе без слов.

В конце концерта этот номер был повторён на бис. Но на этот раз солистке отвечал не кларнет, а ЗАЛ. Я впервые слышал подобное в подобной обстановке как бы академического концерта. Раньше, слушая Live Killers квинов или какие-нибудь альбомы Джоан Баэз и слыша поющую публику, я думал, что у нас так не умеют. Как я заблуждался... У нас умеют, нужно только выбрать правильную публику. И как. Квинам и не снилось. Попадая в долю, в ноты, а иногда исполняя вполне отчётливое многоголосие. В общем, я фигею.

Рассказ про второй коллектив должен был бы быть значительно короче, поскольку... я не был на их концерте. Имею в виду я группу Red Priest. Играли они на открытие, и вернувшись с этого концерта некоторые мои знакомые высказывали громкое «Фи». На каком-то из посещённых мной других концертов я купил буклетик фестиваля, и там, среди прочего, прочитал про них заметку. Заметка меня заинтересовала и я сразу же стал искать их записи. На данный момент я достал лишь их исполнение «Времён года», но и то что я уже услышал не даёт мне молчать.

Название ансамбля переводится «Рыжий священник» и является произвищем, данным современниками Антонио Вивальди. Вполне естественно, что первой записью этого ансамбля стал самый известный цикл этого композитора. Исполнение практически ни в чём не может быть названо традиционным. Снобы могут начинать морщить нос. Солирующий инструмент почти во всех частях всех четырёх концертов — не скрипка, а блокфлейта. И какая блокфлейта...

Тут в качестве отступления надо сказать пару слов по поводу этого, казалось бы, общеизвестного инструмента. Во-первых, бытует мнение, что на нём легко играть. Ну в чём-то, оно, конечно, обосновано: дуешь, звук идёт. Но чуть дело доходит до каких-то сложных моментов или даже хотя бы до чистой и стройной игры, блокфлейта тут же становится значительно сложнее обычной классической флейты Бёма. Дуть в неё нужно значительно аккуратнее, звук плавает и чистоты интонации нужно добиваться путём немалых усилий. В верхнем регистре (начиная с соль второй октавы) играть сложно. А уж о тональностях со многими диезами и бемолями я не говорю — настройка блокфлейты вовсе не равномерная и её неточности должен искупать исполнитель. К слову сказать, «Весна» написана в E-dur, тональности с четырьмя диезами. В то же время, звук блокфлейты на мой взгляд гораздо красивее звука флейты Бёма. И подходит для барокко он не в пример лучше.

Так вот, солист Red Priest владеет этим инструментом блестяще. Быстрый проигрыш из первой части весны, который у меня на обычной флейте не получается даже в медленном темпе легато, он играет в темпе значительно быстрее традиционного стакатто. (Попробуйте со скоростью 20 слогов в секунду говорить «та-ка-та та-ка-та» и на каждом слоге менять силу дыхания.)

Но довольно о технике — виртуозных музыкантов немало. Если бы это было бы единственное их достоинство, то незачем было бы писать про них такую телегу. Главное — в их интерпретации музыки. Впервые услышав знакомое мне до боли начало «Весны» я был поражён. Вероятно, мне повезло в тот момент, что я сидел. Музыка барокко, и в частности, музыка Вивальди, обычно воспринимается гораздо более абстрактной, чем музыка последующих стилей. Это вам не «Картинки с выставки» и не зарисовки Дебюсси. Это не лишённое оснований мнение начисто перечёркивается Red Priest'ом. У них в Весне действительно слышно пение птиц. А в Осени играет немного развязный ансамбль с деревенского празника урожая. И достигается это, фактически «законными» методами: в рамках авторского текста варьируется динамика, штрихи, украшения. В результате от традиционного звучания не остаётся почти ничего.

Можно долго спорить, правомерен ли подобный подход к классическим вещам. Гульда тоже в своё время (и до сих пор) повсеместно ругали за нестандартность его исполнений. По-моему, такие интерпретации, раскрывающие нам по-новому давно известные произведения — это максимум того, что может сделать исполнитель. Лишь у талантливого музыканта получится сделать это красиво и обосновано, но в повторении одного и того же раз за разом заслуга не большая...

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: tuilinn
2005-10-04 07:37 pm (UTC)
А не затруднит скинуть ссылочки на скаченное?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2005-10-04 07:48 pm (UTC)
Гм. Я качал из сети eDonkey. Если eMule ставить проблематично, могу попробовать что-нибудь выложить.

ed2k://|file|Red%20Priest%20Vivaldi%20The%204%20Seasons.zip|60444635|0B15D5C39879DFE98C1D4D3FB2A79FBE|/
ed2k://|file|Red%20Priest%20-%20Nightmare%20In%20Venice%20-%20Vivaldi,%20Corelli,%20Purcell,%20Lestrange%20And%20Others%20(Ape%20Cue%20Covers).rar|318951779|950217C1DDACA89703DC84166D8DF039|/
ed2k://|file|L'Arpeggiata.-.Christina.Pluhar.-.La.Tarantella.-.Antidotum.Tarantulae.rar|105982465|6689F99CB2DF82C87424AE9F22B4B8A0|/
ed2k://|file|Giovanni.Girolamo.Kapsberger.-.La.Villanella.-.L'arpeggiata.rar|292536853|4DFDE2D82DD5F18610A0BB13C48AE570|/
ed2k://|file|Landi%20-%20Homo%20Fugit%20Velut%20Umbra%20-%20L'Arpeggiata,%20Pluhar.rar|263189242|0148D4B3212525C488A4B49160BB4AD9|/
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tuilinn
2005-10-04 07:52 pm (UTC)
Спасибо! Спрошу мужа - он у нас домашный сисадмин. Если поставит - буду качать :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: octavarium
2005-10-04 08:03 pm (UTC)
поставил качаться :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2005-10-04 08:10 pm (UTC)
Вась, я тебя разочарую. Всё перечисленное лежит на нашем сервере ещё со вчерашнего дня. Тарантелла, которую тебе давал послушать Димка, как раз с одного из альбомов L'Arpeggiata. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: octavarium
2005-10-04 08:40 pm (UTC)
мне на самом деле легче скачать, чем принести с работы то, что весит больше одной флешки на 256 метров :)

а тарантелла - это хорошо! я ей соседей задалбаю! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: valustinov
2005-10-05 12:57 pm (UTC)
Спасибо!!! Очень интересно!!! Слушал Red Priest в записи. Полностью согласен с Вашим мнением :))) Игра на блокфлейте - просто виртуозна. А про их манеру исполнения - так это их видение музыки :))) Про L'Arpeggiata - они ведь и играют на барочных инструментах. Может по-этому и играют восновном барочную музыку, а не ренессанса???
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2005-10-05 01:29 pm (UTC)
По поводу L'Arpeggiata. Да, конечно, они играют на барочных инструментов. Но манера исполнения у них вовсе не барочная, как и у Red Priest. Игра L'Arpeggiata гораздо эмоциональнее обычных интрепретаций барочной музыки. Как я писал в посте, их музыка оставляет впечатление итальянской народной. На выступлении с Early Music в некоторых вещах также явно слышались джазовые нотки, главным образом благодая их кларнетисту. (Жаль, что он не участвует ни в одной из их записей.)

А про ренессанс там речь, кажется, вообще не шла.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: valustinov
2005-10-05 01:50 pm (UTC)
Точно не шла :))) Извиняйте :))) Всё равно, спасибо за Ваше мнение :)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2005-10-05 01:56 pm (UTC)
Всегда пожалуйста. :-D
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: meanor
2005-10-17 06:35 pm (UTC)
Да, L'Arpeggiata - это было что-то! :-) А в прошлом году я слушал Эллен Харгис и Пола О'Детта, то есть лютня + вокал. Понравилось тоже очень, особенно благодаря антуражу. Вообще Мальтийская капелла - это здорово. Но само представление было всё-таки не таким феерическим, как у L'Arpeggiata.
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-03-01 09:18 pm (UTC)

Спасибо за линки!!!

Спасибо большое за линки на файлы!!! Я Red Priest обыскался - диск покупать не хотелось, а вот после прослушивания ряда передач по Радио Культура по фестиваль ЭрлМьюзик и выступление на нём этих британцев - жуть как захотелось иметь их в своей музыкальной коллекции!!!
И ещё к слову, я недавно увлёкся классической музыкой, но думаю это мне передалось от моего дяди (царство ему небесное) он был основателем и лидером группы WellaDay http://welladay.ru/
(Reply) (Parent) (Thread)