?

Log in

Thinking Fast and Slow - Олег Етеревский [entries|archive|friends|userinfo]
Oleg Eterevsky

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Thinking Fast and Slow [17 November 2016|07:54]
Oleg Eterevsky
Лет пятнадцать назад я интересовался психологией. Потом лет пять-десять назад я относился к психологии очень скептически, потому что психологи ставят много невоспроизводимых экспериментов, и не могут строго определить понятия, которыми пользуются (типа "сознание"). В последнее время я вновь склоняюсь к мысли, что в психологии немало настоящих и полезных исследований и результатов.

Я сейчас читаю книгу Thinking, Fast and Slow, написанную психологом Даниэлем Канеманом. Книга посвящена тому, как люди думают и принимают решения. Это одна из тех книг, каждая страница которых даёт пищу для размышления. В книге приводятся результаты бесчисленного количества экспериментов. Многие из них заслуживают отдельных постов, но сейчас я хотел поделиться одним примечательным результатом.

Степень нашего согласия с текстом, который мы читаем, зависит от его оформления: от того, на какой бумаге он напечатан, каким цветом, каким шрифтом и так далее. Чем легче текст прочитать, тем больше наша предрасположенность к тому, чтобы с ним согласиться. Из этого следует несколько неинтуитивное следствие: если тест написан излишне сложным языком, читатели будут менее склонны оценить ум автора, и согласиться с содержанием. Забавно, что первая статья, в которой был изложен этот результат, называлась "Consequences of Erudite Vernacular Utilized Irrespective of Necessity". С подзаголовком "Problems with Using Long Words Needlessly".

Другое применение этого принципа -- это выбор платформы для своего блога. Я уже какое-то время задумываюсь о том, чтобы перенести свой блог с LiveJournal на какую-нибудь более живую платформу. Больше всего мне нравится Medium. Когда читаешь статьи на Медиуме часто кажется, что их качество в среднем выше, чем в Фейсбуке или в ЖЖ. Конечно, это в какой-то мере зависит от тамошней аудитории, но в свете упомянутых исследований, вероятно, не последнюю роль играет то, что они показаны контрастным цветом, шрифтом удобного для чтения размера на странице без визуального мусора.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: homaaxel
2016-11-17 08:03 am (UTC)
Формат Фейсбука не предполагает написание и чтение статей. Он скорее для ссылок, тезисов, фотографий. К тому же в ЖЖ удобно пользоваться архивом и поиском, можно делать большие статьи с активными ссылками и логически выстроенной композицией "текст - иллюстрация".

Наверное, все дело в авторах, на которых можно подписаться в соцсетях. Кто-то пишет глубоко погружаясь в тему и интересно. А кто-то просто копирует чужой текст или выкладывает ленту фотографий без личного осмысления.


Степень согласия с текстом также зависит от уровня грамотности автора. Потому что текст с ошибками орфографии и литературности стиля изложения читать невозможно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2016-11-17 10:46 am (UTC)
Я в большей степени сравнивал Медиум не с Фейсбуком -- они действительно имеют разную аудиторию и разный тип контента -- а с ЖЖ, с которым они более-менее аналогичны.

Когда я открываю случайную запись в ЖЖ, со слишком мелким текстом и странным фоном, она изначально автоматически вызывает у меня меньше доверия, чем случайная запись на Медиуме.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: homaaxel
2016-11-17 10:50 am (UTC)
Так это можно настроить. Выбрать опцию "Показывать записи в других журналах в стиле моего журнала". Но, насколько я знаю, это работает при просмотре френд-ленты новостей, а если индивидуально зайти в чей-то ЖЖ, то да, происходит встреча с новым шрифтом и форматом изложения.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2016-11-17 10:51 am (UTC)
Да конечно, я вообще всё через Feedly читаю. Меня больше это интересует с точки зрения где самому вести блог.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: homaaxel
2016-11-17 10:52 am (UTC)
А от этого будет зависеть количество и качество читателей? Или на них ориентироваться вообще не приходится и блог - только для себя?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2016-11-17 10:55 am (UTC)
Это единственная причина по которой я до сих пор в ЖЖ -- тут уже есть читатели.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: edwardahirsch
2016-11-17 07:55 pm (UTC)
Если добавить ?style=mine , встреча с новым шрифтом не произойдёт.

У меня всё до сих пор олдскульно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amarao_san
2016-11-17 12:25 pm (UTC)
Любой человек, пытавшийся читать рукописные лекции, это знает.

medium удобно читать, но не очень удобно писать. У них есть всего один режим "pre", и он только блоковый. Алсо, у ЖЖ была потрясающая возможность читать других в приятном себе стиле. У меня довольно спокойный стиль, который мне нравится. Когда я захожу на чужие ЖЖ в их стиле (иногда куки слетают) - это ж страх господень, чаще всего.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2016-11-17 12:41 pm (UTC)
Там же кажется стандартный Markdown. Должно быть удобно писать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amarao_san
2016-11-17 04:26 pm (UTC)
А туда можно писать маркдауном, а не их штатным редактором? Как?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2016-11-18 02:48 pm (UTC)
Кажись перепутал, там только какие-то отдельны фичи из маркдауна типа code blocks с помощью ```.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amarao_san
2016-11-18 02:51 pm (UTC)
Внезапно, они поддерживают inline code blocks с помощью одинарного "`".

Спасибо огромное! Теперь ими можно стало пользоваться. Наверное, остальное они тоже поддерживают, тихой сапой.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2016-11-18 02:52 pm (UTC)
Хедеры, курсив и жирный, кажется, не поддерживают.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amarao_san
2016-11-18 03:06 pm (UTC)
Поддерживают, но не кнопкой, а мышкой. Так же как и картинки.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2016-11-18 03:07 pm (UTC)
Я имел в виду, что нельзя написать *italic*. Так-то конечно они есть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amarao_san
2016-11-18 03:05 pm (UTC)
Нашёл ещё поддержку списков.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ajtkulov
2016-11-18 08:42 am (UTC)
Я до сих пор всех людей через rss читаю, если это не социалочка. Только для комментариев приходится вылазить, а так чистый текст он везде одинаковый.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: de_leser
2017-01-30 11:03 am (UTC)
напротив, чем более неудобным шрифтом написан текст
тем сильнее он задействует наше второе внимание
и тем более критично мы относимся к информации
это же хорошо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: de_leser
2017-01-30 11:06 am (UTC)
"с плохим шрифтом результаты были лучше. Когнитивное напряжение, независимо от его источника, мобилизует Систему 2, которая с большей вероятностью отвергает интуитивный ответ Системы 1"
(Reply) (Parent) (Thread)