?

Log in

No account? Create an account
О 19-м веке - Олег Етеревский [entries|archive|friends|userinfo]
Oleg Eterevsky

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О 19-м веке [29 March 2006|01:20]
Oleg Eterevsky
[Tags|, , ]

Пожалуй, в смысле эстетики 19-й век от меня наиболее далёк. Забавно, что это моё отношение к нему распространяется практически на все виды искусства. Причины его, однако, до некоторой степени различаются:

Музыка. Романтизм сохраняет ещё остатки логичности и абстрактной красоты классицизма и барокко, но это плохо сочетается с попытками ставить во главу угла эмоции. Позже композиторам-импрессионистам и экспрессионистам удавалось писать очень эмоционально, но музыка романтизма оказывается где-то между логикой и эмоциями. Получается ни рыба ни мясо. Впрочем, надо признать, что в то время работало множество очень хороших композиторов, писавших замечательные произведения. В музыке 19-го века торжествует опера. О моих отношениях с этим жанром я наверняка уже писал, а если нет, то ещё напишу.

Живопись. Техника художников позволила им подняться до уровня фотографической точности изображения. При этом, как ни парадоксально, зачастую теряется художественная ценность их произведений. "I'll tell you what you want, mate! You want a bloody photographer! That's you want. Not a bloody creative artist to crease you up..." © Monty Python. Ситуация значительно улучшилась с появлением импрессионизма — в картинах вновь появилось своеборазие, одно время, казалось бы, потерянное.

Литература. Бумага дешёвая, издателей много, труд наборщиков стоит копейки. В результате — бешеное растягивание произведений за счёт всяких описаний и прочего лишнего хлама. Читаю вот сейчас роман, написанный в 1835-м году и мучаюсь от скуки. И это при том, что писатели того времени научились уже писать про философские проблемы, про внутренний мир персонажей... Почему-то ни на одной 500-т страниц «Игры в бисер» мне скучно не становится, а если взять пусть даже рассказ, написанный каким-нибудь автором 19-го века, приходится продираться через всякую шелуху, чтобы насладиться собственно содержанием.

Что у нас ещё бывает? В архитектуре я, увы, не спец. О! Танцы. Что было перед 19-м веком? Были танцы ренессанса, а потом — барокко. Красивые по форме и имеющие сильную эмоциональную окраску. В 19-м веке форма их упростилась и поистёрлась. Конечно, прикольно танцевать всякие вальсы, но пропало изящество и уточённость, присутствовавшие в танцах барокко.

Что-то непонятное происходит с отношениями в паре танцующих. 16-й век — это триумф чувственности. С наступлением барокко общение между партнёрами переходит на более «тонкий» уровень. Теперь для этого достаточно глаз, мимолётных движений руки... Всё это абсолютно пропадает в 19-м веке, заменяясь ходульными условностями этикета. 20-й век победит это привнесением в танцы новой волны чувственности, а пока они остаются скорее элементом светского приёма, чем самоцелью.

LinkReply

Comments:
From: (Anonymous)
2006-03-28 10:36 pm (UTC)
Поэзия? Я не эксперт, но в русской литературе 19ый век - это всё-таки "золотой век".

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-03-28 10:43 pm (UTC)
Не знаю... Поэзия — это «не моё» искусство, потому я боюсь высказывать своё мнение.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lee_onore
2006-03-28 10:48 pm (UTC)
он "золотой" скорее по ощущениям, а не по "ценности". имхо.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: marinka239
2006-03-29 06:34 am (UTC)
Насколько я понимаю, в это время особенно сильно закрутили гайки борцы за нравственную чистоту, причем не как во времена средневековья - силой, а гораздо умнее - сделав естественность просто "немодной". Вот и результат. Хотя кое-кто все-таки через это пробился. (Извините, что по Фрейду получилось)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-03-29 08:09 am (UTC)
А во времена средневековья не факт, что гайки были закручены. Действительно, 19-й век — век наиболее пуританской морали.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lee_onore
2006-03-29 09:00 am (UTC)
Это "Что-то непонятное" из последнего абзаца, быть может, единственное, что способно связать двух людей в одну пару. Быть может поэтому вне танца и появляется так много "исскуственности".

з.ы. Может, поэтому практически вся наша группа переженилась :)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-03-29 09:04 am (UTC)
Понимаешь, в танцах других эпох это «что-то непонятное» можно охарактеризовать словами: страсть, позже — галантность. А тут это так и остаётся непонятным...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lee_onore
2006-03-29 09:17 am (UTC)
оно -- понятное :) просто у меня слов не хватает :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lee_onore
2006-03-29 03:49 pm (UTC)

к слову...

мне кажется, по тому, как чел-к танцует вальс, можно очень многое по него понять (я не говорила "сказать", я не настолько хорошо умею вербализовать свои ощущения). чего, имхо, не скажешь про остальные века.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lesionok
2006-03-29 09:48 am (UTC)
Отчасти согласна. Возможно это потому, что 19 век был как бы переходным, не особенно ярким, хотя если порыться, наверняка можно найти что-то понастоящему интересное и необычное, даже для той эпохи.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-03-29 10:07 am (UTC)
19-й век внёс огромный вклад в культуру. Не зря же под «классической» музыкой и литературой мы зачастую понимаем произведения именно этого столетия.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxim_34_region
2006-03-29 10:20 pm (UTC)
> если взять пусть даже рассказ, написанный каким-нибудь автором 19-го века, приходится продираться через всякую шелуху, чтобы насладиться собственно содержанием.

Я думаю, это объясняется сравнительным по сравнению с двадцатым столетием информационым голодом тогдашнего читателя. Нет так легко, я думаю, читателю девятнадцатого столетия было легко построить на одних лишь ассоциативных связях, основанных на восприятии информационного потока, обусловленным прежде всего кинематографом, те или иные образы. Вот и приходилось авторам девятнадцатого века, похоже, всё "разжёвывать", "расписывать", преподносить мелкие подробности.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-03-30 07:45 am (UTC)
Да, я подумал об этом... В принципе, поглощать это — всего лишь дело привычки.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: smirnfil
2006-04-05 06:34 am (UTC)

Танцы

Они просто впервые стали для танцующих, а не на показ. Смотреть на вальсирующую пару глупо, надо танцевать рядом(мы именно о 19 вечном вальсе). Плюс появился балет - который как раз красив и хорош.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-04-05 06:51 am (UTC)

Re: Танцы

Они и были во многом для танцующих начиная как минимум с 16-го века. А балет — это ублюдочное развитие барочных танцев, из которых убрали что-то очень важное, заменив его тупой техникой.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: smirnfil
2006-04-05 07:03 am (UTC)

Re: Танцы

Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники.
Танцы 15-16-го века были именно танцами себя показать. Как еще ты объяснишь танцы в одну пару на зал и всех зрителей сидящих по стенам. В барокко тоже очень много направлено на то, что есть кто-то, кто смотрит на все это дело со стороны. А в 19 веке произошло деление - балет, который хорошо смотреть - не могу понять чем он тебе не нравиться как зрителю, и social dances - вальсы и все остальное, которые именно танцевать. Разница очень простая - вальс отлично танцуется в одну пару на зал без зрителей - удовольствия масса, можно часами танцевать, прыгать гальярду в одну пару на зал без зрителей я бы не стал.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: smirnfil
2006-04-05 07:18 am (UTC)

Обо всем

Музыка
Не мое. Не в смысле, что не люблю, а в смысле, что не знаю для минимального уровня спора.
Живопись
Малые формы прелестны. Характерный для 19 века дуализм большого и малого - с одной стороны помпезность, официоз, гражданские свободы и подобная ботва, с другой стороны прекраснейшие небольшие картинки. Посылать в Эрмитаж не буду, но там действительно есть образцы. Простая жизнь, никакого героизма, никакой вычурности.
Литература
Тоже самое. Война и Мир с одной стороны и "Вечера на хуторе близ Диканьки" с другой.

Прикладное искусство расцветает. Вышивка, биссер, одежда. Опять пошлю в Эрмитаж, но интерьеры там очень хороши.

Про танцы выше.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-04-05 07:26 am (UTC)

Re: Обо всем

Я бываю в Эрмитаже и именно эти посещения и позволяют меня делать такое заявление. :)

Гоголь и Чехов составляют скорее исключение, чем правило.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: smirnfil
2006-04-05 07:41 am (UTC)

Re: Обо всем

А чем тебя не устраивает третий этаж Эрмитажа? Конкретно, Франция и Германия? Три девочки-ролевички очень хороши.

Тургеньев, Салтыков-Щедрин, Бальзак. Еще можно нарыть. Литература 19-го века проста. Это ее и достоинство, и недостаток.

А прикладное искусство как я понял ты признал?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: smirnfil
2006-04-05 07:57 am (UTC)
Третий этаж - это не только импрессионисты - там Германи и Франция - 19-го(всего 19-го). Я как раз о Германии - это надо пройти от лестницы за Черный квадрат и туда по анфиладе до упора - там зал Германия 19-го века. На втором этаже из 19-го века только Англия. Академизм в живописи - это больше 18, а не 19-ый век.

А прикладное искусство это не только дизайн - я, например, люблю вышивки и бисер того времени - красиво. Плюс мода.
(Reply) (Thread)
From: gr83dom
2006-04-17 11:49 am (UTC)
Гы.

Имхо, время конечно было непростое, но кто-то просто не дорос до 19го века. Не будем показывать пальцем.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-04-17 11:53 am (UTC)
Ню-ню. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: gr83dom
2006-04-17 11:57 am (UTC)
Не ню-ню, а точно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: gr83dom
2006-04-17 12:07 pm (UTC)
"Живопись. Техника художников позволила им подняться до уровня фотографической точности изображения. При этом, как ни парадоксально, зачастую теряется художественная ценность их произведений. "I'll tell you what you want, mate! You want a bloody photographer! That's you want. Not a bloody creative artist to crease you up..." © Monty Python. Ситуация значительно улучшилась с появлением импрессионизма — в картинах вновь появилось своеборазие, одно время, казалось бы, потерянное."

Имхо, детский лепет.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: gr83dom
2006-04-17 12:19 pm (UTC)
По поводу литературы - то же самое.

Читайте меньше всяких Чеховых...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)