?

Log in

No account? Create an account
Laterna Magica - Олег Етеревский [entries|archive|friends|userinfo]
Oleg Eterevsky

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Laterna Magica [22 November 2006|14:12]
Oleg Eterevsky
[Tags|, ]

Вчера в Капелле был концерт ансамбля Laterna Magica, игравшего Llibre Vermel и сефардские песни. Так получилось, что я смог посетить только первую половину концерта.

Выступление (в той части, которую я слышал) оставило у меня двойственное впечатление: для группы из питерской фолк-тусовки они играют достаточно хорошо, но для ансамбля, поднимающегося на «серьёзные» сцены типа Капеллы, выступление их было слабовато. Возможно, я слишком суров, но у меня не получается не сравнивать их с теми исполнителями, которых мы слышим каждый год на Early Music.

Теперь о подробностях. Начнём с хорошего. Мне очень понравился музыкант, игравший на псалтерионе. Мне понравились попытки сделать Llibre Vermel более «испанским», чем в большинстве стандартных исполнений. Пожалуй, нужно ещё отметить почти полное отсутствие очевидной лажи, но для группы, выступающей в Капелле это само собой разумеется.

Перейдём к недостаткам. Самый главный, на мой взгляд — отсутствие нормального вокала. Ольга и вторая девушка пели достаточно чисто, но им просто не хватало голоса для того, чтобы нормально озвучить большой зал. Всё звучало бы лучше либо в гораздо меньшем зале, либо если бы они пели в микрофон. Вообще-то, на мой взгляд, им очень бы не помешал хороший вокалист, причём лучше мужчина. Вокал в старинных испанских песнях, будь то кантиги короля Альфонсо или Llibre Vermel — это самое главное. Их можно петь a capello, можно с сопровождением, но голос должен быть ведущим.

Вторая моя претензия едва ли не более важна, чем первая. Это аранжировки. Они же шиты белыми нитками. Когда я играл в своё время в ансамбле со Стасом меня тоже смещал чисто механистический подход к составлению аранжировок: вот тут ты играешь, тут нет, а тут, чтобы не скучно было первую половину квадрата мы поём, а вторую доигрывают инструменты. Да, у нас же ещё пандерета есть, и она хочет сыграть соло. Давайте поставим её соло между Laudemus и Ad Mortem Festinamus! А ещё Imperayritze есть. Там замечательное двухголосие, давайте сыграем его сначала дуэтом скрипок, а потом споём, да с разными текстами в разных голосах.

Так вот, результат получается ужасным. Послушайте Memorial Наймана. На протяжении тринадцати (!) минут набор инструментов и даже фактура музыки, фактически, остаются неизменными, и при этом ни в какой момент эта вещь не становится «скучной»! А у Laterna Magica результатом бегства за оригинальностью становится не только рубленность аранжировки, но и неожиданные стоп-таймы не к месту, и безумное «Ма ... ария» в Maria Virgo.

Звук ансамбля вцелом оставляет впечатление некоторой легковесности. Возможно, им не помешала бы виолончель или теорба. Хотя... У меня есть альбом ансамбля под названием Red Iris. Он состоит из трёх человек: девушки, которая играет то на пятиструнной средневековой скрипке, то на колёсной лире и двух мужчин, играющих только на перкуссии. Не смотря на наличие всего лишь одного неперкуссионного инструмента, в некоторых вещах играющего вообще соло, звук ансамбля остаётся поразительно насыщенным. У Laterna Magica колёсная лира, к сожалению, не даёт этого эффекта, а скрипки звучат скорее робко.

Собственно, остальные мои претензии носят технический характер и относятся, в общем, к мелочам. Мне не нравится как Тарас играет на лютне. От его пера стоит сплошной треск, а сам стиль игры более подходит для бузуки или, в крайнем случае, барочной гитары. Мне не нравится, что Ольга переодически во время пения закрывает себе рот нотами. Зато на Imperayritze второй голос в её исполнении заглушает первый. Я удивлён тому, что в Ad Mortem Festinamus она ни разу не пропела правильно начало мелодии. Вариации, конечно, возможны, но мелодия-то красивая, хочется её услышать.

P.S. А во время второго отделения я в поте лица учился барочным танцам у Леры. На этом занятии, кажется, впервые, она меня похвалила и сказала, что моё исполнение танца ей полностью нравится. :)

LinkReply

Comments:
From: irrin
2006-11-22 01:04 pm (UTC)
А у них есть мужской вокал. Ты его просто не слышал. Это тот самый музыкант, игравший на псалтерионе. Причем голос у него очень хороший. Во втором отделении кроме «вокальной импровизации на стихи (не помню имя) какого-то современного восточного поэта» он так же успешно выступил с сольным номером. А еще мне очень понравилось звучание мини органа, правда Ольга играла на нем немного отрывочно, но видимо это издержки конструкции. Честное слово, второе отделение было намного лучше, на мой взгляд. Но я уверена, у тебя еще будет шанс все это услышать…как-нибудь.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-22 01:20 pm (UTC)
Да, орган-портатив мне понравился. А мужик с псалтерионом и в первом отделении подпевал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irishka_e
2006-11-22 01:21 pm (UTC)
Да, я тоже была немного разочарована. На предыдущем концерте, в Музее Ахматовой, группа звучала лучше, может, потому что помещение было меньше - все-таки зал Капеллы им пока не прокачать. И голосовых данных действительно не хватает у Ольги и Кати.
Вообще нас с Йомером позабавило, как они вольно обращаются с мелодиями (непонятно, почему анс. Universalia in Re считает Laterna Magica HIP-овым коллективом?). Ладно там, Ad mortem "оригинально" спели, но вот во втором отделении они, например, в одной композиции сочетали куски из сефардской песни и истанпитты из кодекса Ло. Но с другой стороны, почему бы и нет, если не претендуешь на HIP.
По поводу аранжировок - это не в бровь, а в глаз! Причем не они одни этим грешат. Поэтому и получается общее впечатление, что ансамбль играет не музыку, а "тему", причем даже не замечая этого - а что, мы же интересно разложили! Расчленение трупов, короче.
Мне тоже очень понравилось, как Арман играет на сантуре! Волшебный инструмент! Не знаю, конечно, насколько он средневековый, но звучит вполне себе :) А во втором отделении Арман исполнил вокальную импровизацию на стихи некоего иранского поэта - замечательно...
Вообще, Олег, спасибо за отзыв, было очень интересно почитать. Пиши еще!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-22 01:27 pm (UTC)
Псалтерион — инструмент вполне средневековый. Он же является предком клавесина, так что в 14-м веке уже точно должен был существовать.

Вольно обращаться со средневековыми мелодиями можно и почти нужно, они же сами по себе обычно незатейлевые, так что есть простор для творчества и импровизации. С другой стороны, этим нужно заниматься аккуратно и талантливо. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irishka_e
2006-11-22 02:24 pm (UTC)
Вообще-то Арман играл на сантуре. Я близко его не рассматривала, поэтому не могу сказать, насколько его конструкция близка к псалтериону, но насколько мне известно, последний - щипковый инструмент, а сантур все-таки ударный, и родственник цимбал скорее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-22 02:49 pm (UTC)

Моя уверенность в том, что этот инструмент называется псалтерионом зиждится на том, что в буклетах к дискам моей любимой группы, играющей старинную музыку, вот этот инструмент называется (по-французски) psaltérion:

psaltérion

С другой стороны, википедия, будучи весьма лаконичной на этот счёт согласна с тобой: psaltery, santur.

Я прям не знаю кому верить. :)

(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: irrin
2006-11-22 09:29 pm (UTC)
В програмке было написано псалтерион...вроде
(Reply) (Parent) (Thread)
From: irrin
2006-11-22 01:31 pm (UTC)
Вот, вот, именно замечательно. Хотя у меня имоций по этому поводу куда больше. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: uir
2006-11-22 04:25 pm (UTC)
Можно я влезу с несколькими вопросами-комментариями? :-)

>> Возможно, им не помешала бы виолончель или теорба

несколько выше Вы ставили в заслугу ансамблю его "испанскость" и историческую информированность, а теперь вдруг предлагаете инструменты , которые появились века через 3 после записи этих произведений! ну. нелогично как-то :)
Потом,характерная особенность инструментария именно средневекового - практическое отсутствие инстурментов с низким тембром (если вычесть трубы). нечто подобное можно проследить и в некоторых устных профессиональных восточных традициях. Вокальный длиапазон тоже был узок. расширение диапазона. появление басовых инстурментов - это уже сугубо ренессансные явления.

>> меня есть альбом ансамбля под названием Red Iris
Ансамбль называется Sinfonye. Кed Iris - это имя диска
Да,еще Steve Wishart там,конечно, не на скрипке играет, а на виеле (фиделе). Это все -таки очень разные инструменты.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-22 04:58 pm (UTC)
>> Возможно, им не помешала бы виолончель или теорба
> несколько выше Вы ставили в заслугу ансамблю его "испанскость" и историческую информированность, а теперь вдруг предлагаете инструменты , которые появились века через 3 после записи этих произведений! ну. нелогично как-то :)

Ну, во-первых, вон, Саваль играет Либре Вермель с вилой-да-гамба (не виолончель, конечно, но...) и всем нравится и никто его в неаутентичности не упрекает. Во-вторых, в качестве альтернативы можно предложить какие-нибудь тростевые инструменты типа крумхорна или раушфайфа.

> Потом,характерная особенность инструментария именно средневекового - практическое отсутствие инстурментов с низким тембром (если вычесть трубы).

В таком случае мне бы хотелось слышать хотя бы более «плотный» звук. У них даже струнно-смычковые звучат как-то робко.

Из Red Iris и Sinfonye я всегда путал, что название диска, а что — группы. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: uir
2006-11-22 05:08 pm (UTC)
>>Ну, во-первых, вон, Саваль играет Либре Вермель с вилой-да-гамба (не виолончель, конечно, но...) и всем нравится и никто его в неаутентичности не упрекает

Да Вы что? если там гамба - то я упрекаю :) но обычно в средневековьи Саваль так не лажает в плане инструментария. Впрочем, запись его ЛВ - 1978 (?) года и все может быть - у меня нет сейчас диска под рукой и проверить не могу.

>> Во-вторых, в качестве альтернативы можно предложить какие-нибудь тростевые инструменты типа крумхорна или раушфайфа

Исторически невероятно. В самом манускрипте написано чтобы эти песни исполнялись паломниками тихо,чтобы не мешать молящимися на всенощной. Из монастыря бы выгнали с тростевыми или трубами.
Потом названные Вами нинструменты - ренессансные.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-22 05:29 pm (UTC)
На счёт Саваля — может я и перепутал, я эту запись слышал давно и всего один или два раза.

Инструменты, конечно, ренессансные, но LV — это 1390-е годы, тогда они уже вполне могли существовать. А на счёт тихого исполнения — верю в случае Stella Spendens или Polorum Regina, но мне трудно представить в таком качестве Cuncti Simus или Ad Mortem Festinamus.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: uir
2006-11-22 05:11 pm (UTC)
Если у Вас будет возможность, не проходите мимо дисков Sinfonye- Gabriel's Greeting, Poder A Santa Maria и Three sisters. они IMHO уникальны
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-22 05:33 pm (UTC)
Спасибо за совет. Не прошёл и уже поставил качаться вместе с несколькими другими альбомами тех же исполнителей. Только Three Sisters не нашёл...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-25 10:48 am (UTC)
Ещё раз спасибо за наводки. Сейчас вот слушаю Poder á Santa María. Действительно замечательно и совсем непохоже на слышанные мной раньше исполнения кантиг.
(Reply) (Parent) (Thread)