?

Log in

No account? Create an account
Об эндингах - Олег Етеревский [entries|archive|friends|userinfo]
Oleg Eterevsky

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Об эндингах [28 November 2006|16:35]
Oleg Eterevsky
[Tags|, ]

Многие фантастические книжки и фильмы заканчиваются следующим ходом: герой находит какой-нибудь специальный артефакт или супер-крутого волшебника, с помощью которого он отматывает всё, что произошло и возвращается к началу. Почему-то такой сюжетный ход всегда оставлял у меня какой-то неприятный осадок. Посмотрев тут на днях один небезызвестный фильм, я внезапно осознал сразу несколько причин к этому.

Во-первых, для героя вот так вот откатить время, это всё равно что загрузить save в компьютерной игре — расписаться в собственном проигрыше. Жизнь она тем и отличается от игры, что она должна быть строго линейна, и будь это это хоть трижды фантастический роман, подобный ход означает капитуляцию.

Во-вторых, мы читаем книжку, сопереживаем герою и тут — БАЦ — всё что мы прочитали, оказывается перечёркнуто. И герой больше не имеет возможности вспоминать долгими зимними вечерами у камина эти приключения. Он добровольно от них отказался. У него больше нет друзей, с которыми он познакомился за это время, нет воспоминаний обо всём хорошем, что произошло.

В-третьих, поставьте себя на его место. Представьте себе: вот рубильник, достаточно его повернуть и теперешнее «Я» будет стёрто. Вместо него останется лишь кто-то другой, тот кем мы были год назад и кто лишь смутно сохранился в нашей памяти. Разве это не равнозначно самоубийству?

Ну и наконец, этим ходом в собственном бессилии расписывается не только герой, но и автор: писатель или режиссёр. Его герой попал в окончательную безвыходную ситуацию, а он вместо того, чтобы честно его убить, малодушно предлагает такой вот сомнительный ход.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: asmud
2006-11-28 01:37 pm (UTC)
Откат - признание писателя в импотенции.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-28 01:43 pm (UTC)
Во-во.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amarao_san
2006-11-28 03:29 pm (UTC)
откат - средство борьбы с вандализмом (с) Википедия
откат - компенсация благосклонности чиновника
откат - отдача артиллеристского орудия
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: octavarium
2006-11-28 02:11 pm (UTC)
Я думаю, что автору просто уже лень придумывать сложную развязку. А иногда, положительную развязку (для главного героя) вообще не удается придумать.. так уж сюжет закручен. И вот тогда и появляются все эти "супермены" и кнопки с надписью "rollback" :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-28 02:15 pm (UTC)
Придумывать хорошую развязку — в этом и состоит работа автора. И если положительность входит в противоречие с логикой, то побеждать должна логика. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irrin
2006-11-28 02:38 pm (UTC)
А ты не думал о том, что автору самому уже дорог его герой. Иногда не так-то просто убить свое творение. И почему это happy end работа автора? Очень часто у истории заведомо не может быть хорошего конца, а закончить ее плохо уже и не хочется.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-28 02:48 pm (UTC)
Конечно, автор должен любить своего героя. Конечно, ему должно быть гораздо более его жаль, чем любому из читателей. Но у него есть куда более важная обязанность: быть честным. Стоит ему поступиться честностью, и его произведение тут же теряет всякую силу, становится заурядной дешёвкой.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: irrin
2006-11-28 03:10 pm (UTC)
Автор - человек. Он ещет выход и, по его мнению, находит. Подобные произведения надо расценивать как один из вариантов развития событий. Мы же можем в уме просчитать, просмотреть результат тех или иных действий. А дешевкой произведение становится не из-за этого. И не обязательно ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-28 03:23 pm (UTC)
Произведение может стать дешёвкой по многим причинам. Но из нечестности автора неминуемо следует неправдоподобность (художественная) того, что он пишет. И тогда (если, конечно, автор не абсурдист) произведению уже ничто не поможет.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: irrin
2006-11-29 11:57 am (UTC)
Что-то мне подсказывает, что путешествие во времени пока само по себе абсурд. Однако придераешься ты к конкретному сюжету.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gladyolius
2006-11-28 02:18 pm (UTC)
Ну как сказать... Не знаю, какие фильмы имеешь в виду ты, а мне в одном (глупом, разумеется:))) фильме это понравилось. Начинается с того, что жили-были юноша и девушка. У девушки неделю назад погибли родители: разбились на собственном самолёте.
И вот молодые люди, разумеется, знакомятся с пришельцами из космоса из параллельного мира, вместе с ними кого-то спасают и что-то отнимают "у плохих", свободно премещаясь в пространстве и времени.
И вот, вся котовасия закончилась, те говорят им, спасибо, мол ребята, могём вернуть вас обратно на Землю, в любое время, в какое захотите. Ну девушка и попросила вернуть их чуть-чуть в прошлое. Благополучно очнулась в своей спальне, выскочила из неё и предупредила находившихся дома как ни в чем не бывало родителей, чтоб они никуда не летали сегодня на самолете.
И всем хорошо: и друзья "оттуда" иногда в гости приезжают (новые знакомства не перечеркнуты), и родители живы-здоровы.
А в "Беги, Лола, беги" там же то же самое - отчасти отыгрыш назад. А ты его сам же рекомендовал...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-28 02:28 pm (UTC)
«Беги, Лола, беги» — счастливое исключение, в котором этот приём является ключевым и потому не воспринимается как своего рода отговорка в конце.

Сами по себе путешествия во времени мне тоже кажутся какими-то не очень правдоподобными, но это всё-таки не то. В них человек как-он-есть-сейчас перемещается в прошлое, а не стирается часть событий.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amarao_san
2006-11-28 03:23 pm (UTC)
Единственная действительно хорошая модель перемещений во времени была озвучена (ИМХО) в Noein.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-28 03:25 pm (UTC)
Ещё не смотрел. Из хороших вещей с путешествиями во времени мне вспоминается кое-что из «Дневников Ийона Тихого» и HHGG. Но и там и там автор не заморачивается. =)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amarao_san
2006-11-28 03:32 pm (UTC)
Не смотрел Noein? Смотреть обязательно, имхо, едва ли не лучшая работа 4C, один из лучших сериалов...

Если хочешь могу на фтп положить.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-28 03:34 pm (UTC)
Да у меня есть, кажется. А нет — так скачать не долго. :)

А это 4C?!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amarao_san
2006-11-28 03:43 pm (UTC)
Упс.. Не 4C. Я по стилю рисовки на них подумал.

http://anidb.info/perl-bin/animedb.pl?show=anime&aid=3512
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxim_34_region
2006-11-28 04:06 pm (UTC)
Посмотреть стоит, хотя я лично в данном случае изрядно намучился с разностильностью рисунка в одном кадре, что, на мой взгляд, мешает восприятию.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-28 02:50 pm (UTC)
И, кстати, «Беги, Лола, беги» существенно отличается тем, что там это происходит не в конце, а в середине. Так что по существу, это уже другой приём.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: opiskele_nyt
2006-11-28 02:21 pm (UTC)
так если он об этом не вспомнит, почему в следующий раз он должен поступить по-другому?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-28 02:29 pm (UTC)
У него появится сверхестественное предчувствие, что это с ним уже было и надо поступать подругому. Короче, тоже лажа. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: annaeve
2006-11-28 02:23 pm (UTC)
да-да! Хеппи энд любым путем. Между тем как трагедия - высокий жанр: там катарсис и все такое. Люблю старое советское кино за эту... честность, что ли.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-28 02:32 pm (UTC)
Ну, не только старое советское кино бывает правдивым. К счастью. :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: krakozyabra
2006-11-28 02:23 pm (UTC)
А что за фильм-то?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-28 02:31 pm (UTC)
«Дневной дозор»
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: krakozyabra
2006-11-28 02:32 pm (UTC)
А-а-а, я думала, третий Поттер. )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-28 02:36 pm (UTC)
Э... А кто там что отматывает? Это ведь который "and the Prisoner of Azkaban"? Там они просто со временем балуются — а это не то же самое.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amarao_san
2006-11-28 03:21 pm (UTC)
Ну, финал принца персии мне не показался "малодушием" :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-28 03:23 pm (UTC)
Которого?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amarao_san
2006-11-28 03:31 pm (UTC)
Sands of Time
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-28 03:34 pm (UTC)
Я из них только старую досовскую игрушку (по которой повесть Пелевина написана) проходил.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amarao_san
2006-11-28 03:38 pm (UTC)
Sands - хорошая вещь, атмосферная...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-28 03:41 pm (UTC)
У меня сейчас винда только на старом ноутбуке, на котором оно, скорее всего не пойдёт. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: george_u
2006-11-28 05:39 pm (UTC)
И в-пятых, это просто противорчит второму началу термодинамики! :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2006-11-28 08:14 pm (UTC)
Второму началу термодинамики противоречит львиная доля всего, чтом мы видим и читаем в фантастике. :) Ещё оно часто противоречит теории относительности и здравому смыслу. =)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: igorantarov
2007-02-13 01:28 am (UTC)
Я, вот, думаю - как с этим соотносится вариант, когда по сюжету оказывается что все то что было до этого - сон/грезы/воображение.

То же Ванильное небо, например... или 13тый этаж. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2007-02-13 01:15 pm (UTC)
Не, сон/воображение -- это отдельная статья. С такой канвой слишком много гениальных произведений написано, чтобы ставить её под сомнение.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: igorantarov
2007-02-13 01:47 pm (UTC)
Так получается, что оно не просто слишком много, оно везде и всюду. :)

"Everything is clearer now.
Life is just a dream you know,
It's never ending.
I'm ascending." (c) BeBop :)

Просто я к тому, что иногда тоже действительно безвыходные варианты разрешаются... очень неожиданно. )

Не-не... мне все это очень даже нравится... это так.. вольные размышления )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2007-02-13 04:27 pm (UTC)
Не к любой истории можно естественным образом приделать концовку в стиле "всё это был сон". А в некоторых случаях это, хотя и возможно, сильно обесценивает эффект произведения.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: igorantarov
2007-02-13 04:36 pm (UTC)
Ага. Просто занятно то, что иногда зритель/читатель готов к такому повороту, ну или хотя бы может догадываться о потенциальной возможности... а иногда все происходит совершенно неожиданно...

Это как пример с ролевыми игрушками. Народ разбирал вопрос, насколько это этично, когда половина играющих - на самом деле не знают во что они играют. :) Т.е. вроде играли в 15 век, старинные замки итп... а после геймовера мастера собирают всех и говорят: "а теперь поднимите руки те кто играл в средневековье". Поднимает половина. Оказывается, остальные - агенты из далекого будущего, просто притворяются.... ну или что-то подобное. :)

А игрок/зритель/читатель.. он ведь готовился... на атмосферу настраивался... мастерские/авторские квесты и задумки разгадать пытался итп. :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2007-02-13 04:40 pm (UTC)
Ситуация с ролевой игрушкой, если хорошо сделана и сыграна -- очень даже интересна, на мой взгляд. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: igorantarov
2007-02-13 04:45 pm (UTC)
Да, игрушка действительно может быть интереснейшей, просто туча презабавнейших сюжетных ходов и ситуаций может быть. :)

Но в итоге все-равно найдется кто-нить, кому случайное открытие правды во время игры будет не просто разрывом шаблона, но и жуткой обидой на мастеров. %))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2007-02-13 04:57 pm (UTC)
Узнавшие правду могут таинственно исчезать. Это только подольёт масла в огонь. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: igorantarov
2007-02-13 05:04 pm (UTC)
Неигровухи тут будет сложно избежать. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2007-02-13 05:07 pm (UTC)
Зависит от игроков, конечно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: igorantarov
2007-02-13 05:45 pm (UTC)
Да, хорошая компания - решает всё. )
(Reply) (Parent) (Thread)