?

Log in

No account? Create an account
Shweeb - Олег Етеревский [entries|archive|friends|userinfo]
Oleg Eterevsky

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Shweeb [27 September 2010|21:38]
Oleg Eterevsky
[Tags|]

Гугловский проект 10^100 объявил победителей, которые получат от него гранты. Про Khan Academy я знал и восхищался и раньше — мужик в одиночку записывает общедоступные короткие лекции по школьной и околошкольной программе. Записал уже около 1600 штук. Иногда один человек, в свободное от работы время, может сделать больше, чем все государственные и негосударственные организации вместе взятые.

Зато я впервые узнал о другом проекте: Shweeb. Это проект нового своеобразного вида транспорта: монорельсовые дороги, по которым перемещаются капсулы с вело-приводом. Звучит безумно, да. Уже можно посмотреть, как это действует. Первый такой маршрут построен в одном развлекательном парке в Новой Зеландии. Но замысел изобретателей куда глобальнее: использовать shweeb в качестве городского транспорта. По-моему, идея абсолютно гениальная.

Линия shweeb занимает самый минимум места: в разрезе заведомо меньше чем 2x2 метра, включая рельс. При этом этот способ передвижения, в отличие от обычного общественного транспорта сохраняет личное пространство пассажира и позволяет избежать пересадок. Единственный момент, который мне кажется нонсенсом -- это педальное управление. Да, я понимаю полезность фитнеса и я даже верю в то, что усилия прилагаемые для того, чтобы развить скорость 25 км/ч на швибе не превышают усилий, затрачиваемых при обычной ходьбе. Но я не верю в то, что можно будет эффективно направлять, синхронизировать, контролировать тысячи капсул, управляемых непосредственно людьми и зависящих от их усилий. Не говоря уже о том, что в таких условиях скорость оказывается весьма ограниченной.

Зато если заменить велодвигатель на электромотор, а также, быть может, нынешние лежачие капсулы на что-нибудь более привычное типа салона маленького (типа Смарта) автомобиля, то всё встаёт на свои места. Лично я с удовольствием пересел бы с собственного автомобиля на такой вот вид транспорта. В то время как усилия по автоматизированному управлению автомобилем находятся в относительно зачаточной стадии, с управлением транспортным средством, движущимся по рельсу проблем должно быть гораздо меньше. Я уж не говорю о том, что постройка такого маршрута (как мне представляется) должна быть значительно дешевле постройки обычной дороги. Безопасность этого вида транспорта также обречена быть значительно выше, чем безопасность автомобилей.

Да, я знаю, иногда я немного слишком склонен помечтать. Но, чёрт возьми, эта конкретная мечта куда более реализуема чем колонизация Луны, и может принести кучу пользы всем нам.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: halif
2010-09-27 07:11 pm (UTC)
Идея интересная, но надо просчитывать.

Дело в том, что safety first в любом общественном транспорте. То есть кто-то должен содержать всю систему рельс. А она будет очень и очень развесистая, в сотни раз гуще, чем метро. Так что вопрос о дешевизне мягко говоря неочевиден.

Например, вагон питерского метро - 20 метров, вместимостью 330 человек. В Швибе максимальная плотность - 1 человек на 5 метров (оценочно по картинке), при том что все едут синхронно (что едва ли достижимо при педалировании). То есть 330 человек растянутся на 1650 м.

Наверняка видел картинку:
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2010-09-27 08:13 pm (UTC)
> Дело в том, что safety first в любом общественном транспорте. То есть кто-то должен содержать всю систему рельс. А она будет очень и очень развесистая, в сотни раз гуще, чем метро. Так что вопрос о дешевизне мягко говоря неочевиден.

Не очевиден. Но. Возьмём, к примеру уличное освещение. Столбы же делают так, чтобы они не падали. И чтобы провода не рвались. Столбы для швиба должны выдерживать всего в несколько раз большую нагрузку. С другой стороны механика рельсов всё-таки не так проста, особенно на их стыках. Ведь нужно быть на 250% уверенными, что капсула не сойдёт с рельса на развилке.

> Например, вагон питерского метро - 20 метров, вместимостью 330 человек. В Швибе максимальная плотность - 1 человек на 5 метров (оценочно по картинке), при том что все едут синхронно (что едва ли достижимо при педалировании). То есть 330 человек растянутся на 1650 м.

... Что примерно равно расстоянию между станциями. Но надо заметить, что на пространстве, занятом метро можно спокойно положить 4 параллельные линии швиба. И, кстати, ещё можно заметить, что эти линии можно легко прокладывать одну _над_ другой.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: altal
2010-09-27 07:30 pm (UTC)
А как планируется обгонять, если перед тобой тихоход?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2010-09-27 08:15 pm (UTC)
Планируется подталкивать. Утверждается, что сопротивление воздуха играет большую роль, чем трение качения, так что усилия, требующиеся для передвижения двух капсул лишь немного больше, чем усилия, требующиеся для одной.

В моём понимании (в случае электрических двигателей), тихоходов быть не может, так как все капсулы на одном рельсе должны двигаться с одной скоростью.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 999_lives
2010-09-28 08:33 am (UTC)
мистер Хан великолепен - какое полезное хобби!

вело-рикши фуфло. в условиях России это напоминает президентскую нанопрограмму и ее критику: какие капсулы, когда тут вон...
Полезней была бы работающая система велотранспорта: дорожки, разметка, знаки, уборка улиц, велостоянки и пр.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2010-09-28 08:39 am (UTC)
Дык это ж проект для продвинутых стран, где дорожки и т.д. для велотранспорта уже есть. :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 999_lives
2010-09-28 11:24 am (UTC)
ок. все равно проект более имиджевый, чем направленный на решение социальных задач. как поедет мать с ребенком или полный человек? как происходит высадка/посадка, с каким интервалом, за какое время? как свободные капсулы будут возвращаться в части города, откуда больше уезжают?
Путешествие в таких штуках каждый день - это социальная изолированность.
а чисто для фана - крутое изобретение!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2010-09-28 11:55 am (UTC)
> как поедет мать с ребенком или полный человек?

Как я написал, с моей точки зрения, для того, чтобы проект был реальным, нужно чтобы капсулы двигались с помощью электродвигателей, а сами были больше и традиционнее, типа салона маленького автомобиля. В том виде, в котором они предложены, естественно, они применимы разве что для развлечений.

> как происходит высадка/посадка, с каким интервалом, за какое время?

От основной линии ответвляется параллельная, на которой капсулы останавливаются и ждут, пока в них кто-нибудь сядет. Интервалов никаких нет, капсула запускается, когда в неё садится человек.

> как свободные капсулы будут возвращаться в части города, откуда больше уезжают?

На автопилоте, как, собственно, и в случае, когда в них кто-то сидит. Да, естественно, это нереализуемо в случае вело-капсул. Програмная система, управляющая всем этим делом будет достаточно сложной, но реализуемой в современных условиях.

> Путешествие в таких штуках каждый день - это социальная изолированность.

Не больше, чем в личном автомобиле.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: edwardahirsch
2010-09-30 08:05 am (UTC)
Собственно, это не что иное, как автоматическое такси на выделенной полосе. Минус только в себестоимости (чтобы это эффективно работало, нужна очень разветвлённая сеть, практически повторяющая обычную дорожную, иначе это будет очередной московский монорельс). А так - абсолютно реально.

С днём рождения!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eterevsky
2010-09-30 08:43 am (UTC)
Высока себестоимость постройки сети. Зато такие аппараты более энергоэффективны и не требуют водителя. Я полагаю, что как минимум половина стоимости поездки на обычном такси приходится на зарплату водителю.

> С днём рождения!

Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-03-09 07:16 am (UTC)

CaptainPavlov

Российская федерация

Девушки :)
(Reply) (Thread)